Разговор c оставшимся
Мария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен
28 ноября 20245239Стоит начать с самого начала. Что такое The Selector? Это радишоу, запущенное Британским советом почти 20 лет назад, в 2001 году, с целью популяризировать новую музыку из Соединенного Королевства. Сейчас его слушают больше 40 млн человек в мире. The Selector сфокусирован на молодых артистах и андеграундных течениях — вы не услышите в этом шоу новый хит Эда Ширана, распространяющийся по свету со сверхзвуковой скоростью, зато можете познакомиться с новыми героями рок-подполья из Манчестера или восходящей звездой лондонских грайм-вечеринок. Создатели радиошоу не знают жанровых ограничений: в передаче звучат поп, фолк, рок, соул, джаз, хип-хоп, грайм, IDM, техно, хаус, дабстеп и все, что возникает на стыке этих и других музыкальных стилистик. Недаром газета The Guardian написала, что программная политика The Selector смелее, чем все радиостанции Великобритании вместе взятые. Впрочем, есть один очень важный объединяющий принцип: музыка, которая звучит на волнах The Selector, несет ярко выраженный британский ген. Она даже более британская, чем пинта эля и кусок пастушьего пирога.
Несколько лет назад я вел регулярный блог, в котором каждую неделю комментировал выпуски The Selector — рассказывал про наиболее понравившиеся мне группы и их треки. Это была работа мечты, потому что я очень люблю музыку с британским геном. В Год музыки Великобритании и России 2019 я решил вернуться к этой деятельности — и каждую неделю рассказывать о новых артистах с Британских островов, которых открыл с помощью нового выпуска The Selector. Со временем, я надеюсь, эти заметки сложатся в небольшую энциклопедию современной музыки из Великобритании.
Итак, приступим — включаем 928-й (!) выпуск радишоу The Selector, вышедший под конец прошлой недели:
Как уже было сказано, The Selector большей частью посвящен музыке артистов, которые еще ищут свою аудиторию, поэтому создатели радиошоу не могли обойти своим вниманием фестиваль The Great Escape — крупнейшую ярмарку талантов в Великобритании. (О том, что это за фестиваль, как он устроен и что на нем делали русские группы, подробнее читайте в этой статье.)
Как и многие профессионалы британского рынка, продюсерская команда The Selector поехала на The Great Escape искать будущих звезд, и этот выпуск шоу составлен и записан прямо в пляжном Брайтоне — в нем звучат живые записи фестивальных выступлений избранных новичков. Говоря попросту, это свежак из свежаков.
Один из таких новичков — JNR Williams, певец и автор песен из Хакни, недавно выпустивший дебютный мини-альбом «Where We Start». Ему смело можно пророчить большое будущее, и дело даже не в том, что его дебют поддерживает рекорд-гигант Sony Music. У него есть главное — врезающийся в память голос, отличающийся замшевым тембром и плавно льющимся вибрато, как у классических соул-певцов. В спродюсированных под британские чарты песнях с «Where We Start» его голос даже не сразу раскрывается, а вот в концертной записи с The Great Escape, где JNR Williams сосредоточенно и уверенно исполняет балладу «What a Difference», увековеченную великой Диной Вашингтон, ему ничто не мешает. Пока у JNR Williams нет и тысячи поклонников на Фейсбуке; посмотрим, сколько их будет через год.
Чтобы вы не подозревали продюсеров The Selector (и меня) в сговоре с большим рекорд-бизнесом, вот пример абсолютно независимого артиста, которого радиошоу поддерживает все это время планомерно. Саксофонистка, певица и продюсер Лора Мищ (Laura Misch) в мае самостоятельно записала и выпустила альбом «Lonely City» и впервые приехала выступать на The Great Escape.
Лора Мищ делает музыку, которая ставит в легкое замешательство журналистов: непонятно, на какую полку ее поместить, — ведь жанра «полуночная музыка» еще (слава богу) не придумали. Меланхоличные мелодии и вкрадчивый электронный бит соединяются с хрупким вокалом или медитативными саксофонными петлями, проецируя настроение, когда хочется уставиться в сгущающуюся за стеклом темноту и думать о своем.
И все-таки Британия в первую очередь ассоциируется с роком. И несмотря на то, что в год 50-летия Вудстока не утихают разговоры об усталости и даже смерти жанра, в каждом выпуске The Selector можно услышать несколько отличных молодых команд, которые с достоинством и некоторым блеском продолжают славную традицию британского рока. Кстати, в смысле преемственности Squid — нетипичный и нехарактерный пример.
На их взрывной и остроумный постпанк большее влияние, чем соотечественники, оказали американские группы — Devo и Talking Heads. Родом Squid из Брайтона, и потому они не могли миновать The Great Escape: в этом году они выступали на нем уже второй раз — и в ранге не новичков, а группы, у которой плотно расписаны гастроли до конца лета.
Squid — «The Dial»
И напоследок — обещанные в начале этой колонки новые герои рок-подполья из Манчестера. Working Men's Club тоже играют постпанк, но, в отличие от Squid, это трио 20-летних свято чтит британский канон.
Послушайте их дебютный сингл «Bad Blood», который уже крутится в эфире BBC: он вам напомнит многих островных классиков — в первую очередь, манчестерцев The Smiths, New Order и немного Марка Эдварда Смита. Но в то же время Working Men's Club обновляют отеческую постпанк-традицию освежающей юношеской энергией и пылом, которые невозможно подделать.
Если бы Working Men's Club появились в 1980-е, они бы точно издавались на овеянном легендами манчестерском лейбле Factory Records. Так что, кто бы что ни говорил, а рок — жив. По крайней мере, в Великобритании.
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА КАНАЛ COLTA.RU В ЯНДЕКС.ДЗЕН, ЧТОБЫ НИЧЕГО НЕ ПРОПУСТИТЬ
Запрещенный рождественский хит и другие праздничные песни в специальном тесте и плейлисте COLTA.RU
11 марта 2022
14:52COLTA.RU заблокирована в России
3 марта 2022
17:48«Дождь» временно прекращает вещание
17:18Союз журналистов Карелии пожаловался на Роскомнадзор в Генпрокуратуру
16:32Сергей Абашин вышел из Ассоциации этнологов и антропологов России
15:36Генпрокуратура назвала экстремизмом участие в антивоенных митингах
Все новостиМария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен
28 ноября 20245239Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым
22 ноября 20246846Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах
14 октября 202413326Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается
20 августа 202419782Социолог Анна Лемиаль поговорила с поэтом Павлом Арсеньевым о поломках в коммуникации между «уехавшими» и «оставшимися», о кризисе речи и о том, зачем людям нужно слово «релокация»
9 августа 202420499Быть в России? Жить в эмиграции? Журналист Владимир Шведов нашел для себя третий путь
15 июля 202423102Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым
6 июля 202423854Философ, не покидавшая Россию с начала войны, поделилась с редакцией своим дневником за эти годы. На условиях анонимности
18 июня 202429059Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова
7 июня 202429153Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»
21 мая 202429822