«Волга больна, вылечить ее мы не можем, но можем “прослушать” ее шумы и крики...»

Художник книги Евгений Стрелков о зин-культуре, геоакустике, ручной и цифровой печати и своей московской выставке

текст: Надя Плунгян
3 из 9
закрыть
  • Голос водного зеркала


    Евгений Стрелков. Сирены: каскад. Альманах «Ч/б». Книга художника. Шелкография. 2004
    © Алексей Шевцов

    — Ваши книги представляют собой очень многослойные произведения, фактически это визуальное исследование, которое может быть расширено до отдельной выставки. Как начинается работа? Как вы находите основное «зерно» своей темы и как потом начинает вокруг него конструироваться каркас? Расскажите на каком-нибудь конкретном и самом любимом примере.

    — Да, мои книги сложносочиненные. Часто это действительно итог большого проекта, не всегда даже художественного, может быть, краеведческого или связанного с популяризацией истории науки. Тема как-то возникает, длится, имеет свои частные итоги, и вдруг где-то в конце рождается замысел печатной книги художника. Скажем, как «Сирены» — довольно важный для меня проект.

    Надо сказать, что я живу на Волге, в Нижнем Новгороде. По образованию я радиофизик, занимался геоакустикой, пока не ушел в глухие для науки 90-е годы в свободное плавание. Для пропитания занялся газетной и книжной версткой, дизайн-проектами.

    Мы много печатали тогда (делали дизайн и размещали в типографиях) экологические отчеты. Так, верстая все эти таблицы загрязнения воды и воздуха, я понял, какое это бедствие — волжские водохранилища. Река цветет, рыба гибнет, вода становится непригодной для питья, дно покрывается слоем солей тяжелых металлов. Меняется микроклимат — ведь такие огромные акватории появились.

    Лед с водохранилищ сходит позже, чем с реки; в Пошехонье перестал вызревать лен, когда залили гигантское Рыбинское море. Значит, меняется уклад (рыбы нет, льна нет, заливных лугов нет)… Наконец, прямо у реки было все самое интересное и ценное: пристани-склады-церкви — именно они и ушли под воду. Ушли и целые города — Молога, Ставрополь-на-Волге, Пучеж, Василева Слобода, Корчева...

    Словом, возникла русская Атлантида. На месте городов и сел — прихотливой формы мелкие водные зеркала. Голые формы.

    Как физик-акустик, я знал, что любая форма имеет свои характерные частоты. Те же скрипки или горны, к примеру. У нас (на карте) формы плоские, но это не важно.

    Мы написали компьютерную программу, которая превратила эти формы в звуки, — и звук для каждого водохранилища был свой, так как форма уникальна. Я почувствовал себя если не доктором, то кем-то вроде оператора УЗИ-сканера. Волга больна, вылечить ее мы не можем, но можем «прослушать» ее шумы и крики... Мой друг, акустик и программист Алексей Циберев, написал программу, где расстояние от плотины до берега превращается в высоту звука. Радиус-вектор, проведенный от плотины до берега, обходит (как луч локатора) контур искусственного моря — и рождается звук. Он рваный, дисгармоничный, но чуткое ухо может услышать в нем обрывки мелодий той, исконной, Волги. Ведь Волга всегда звучала — крестьянскими напевами, колокольными звонами, пастушьими рожками и пароходными гудками. Краеведы рассказывают, что волжские судовладельцы отбирали боцманов по мастерству рисунка протяжного пароходного гудка...

    Так родился саунд-проект, а вместе с ним и шелкографическая книга — с картами, графиками и спектрами звука, чертежами акустических механизмов и фрагментами старинных гравюр. Дальше — больше: мы показали «компьютерный звук» музыкантам Ольге Шайдуллиной и Станиславу Вдовину. И они сделали свой материал на эту тему. А я сделал книгу «Сирены: каскад». Туда вложен компакт-диск с музыкой (а это уже музыка, конечно).

    Видеоверсия проекта есть в сети. Для нее придуман отдельный интерфейс: контуры водохранилищ заполняются горизонтальной штриховкой по мере звучания. А в книге художника цитируется Альбрехт Дюрер: его перспективные построения, портреты, зарисованные им чудовища — от носорога до сиамских близнецов.

    Дюрер, наверное, появляется здесь как назидание: и прекрасная, математически выверенная перспектива способна рождать чудовищ, как пресловутый сон разума... Это как раз случай Волжского каскада.


    Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 20249405
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202416050
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202420363
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202425599
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202426943