Откуда взялись зины: от изображения к тексту и обратно

Специальный материал к открытию Garage Art Book Fair

текст: Эльчин Али-заде, Евгения Боневерт, Надежда Масленикова, Катя Суверина
10 из 10
закрыть
  • Bigmat_detailed_pictureКвир-зины© Philipp Messner
    Фем- и квир-зиныДвижение к посткниге

    В конце 1970-х годов студент социологического факультета Хьюстонского университета Гэри Вайсборн организовал «Комитет прямого действия» (Direct Action Committee). В его зинах D.I.Y. Zines, Ultra и Wild Dog поднимались вопросы социальной политики, протестов, феминизма и движения за права ЛГБТ. Вайсборн активно поддерживал разные независимые издательские проекты: именно благодаря ему феминистские и гей-движения обрели возможность создавать свои платформы, не ограничиваясь листовками или маленьким тиражом неудобного по формату классического журнала.

    В 1990-е зин-культура снова стала популярной среди феминисток. Движение Riot grrrl, появившееся приблизительно в это же время, собрало вокруг себя рок-группы Bikini Kill, Heavens to Betsy, Bratmobile, L7 и Sleater-Kinney. К 1993 году вышло более 40 000 экземпляров разных зинов, большая часть из которых призывала американских женщин создавать свои рок-группы, писать статьи, печатать самиздат и продолжать бороться за свои права.

    Сегодня мы живем не только в мире постправды, но и в мире посткниги. Развитие печатных технологий сегодня предоставляет каждому возможность открыть свое маленькое издательство (small press), напечатать один экземпляр или зин, создать визуальное произведение, воспользовавшись лишь шрифтами. Традиционные печатные техники стали маркерами художественного процесса, оппонируя растущему автоматизму производственных оборотов.

    Среди тысяч одинаковых экземпляров, выпускаемых книжными концернами, всегда заметны издательства, ориентированные не на обороты с продаж или массмаркет, а на общественные интересы. Ими движет желание познакомить читателей с новыми авторами, помочь свободному распространению разных идей, показать, что важно не только что читать, но и как читать.

    И то, какие книги мы будем ставить на свои полки, в XXI веке должно определяться внимательным отношением к книгоизданию и поддержкой альтернативных проектов.


    Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 20249405
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202416050
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202420363
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202425599
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202426943