Откуда взялись зины: от изображения к тексту и обратно

Специальный материал к открытию Garage Art Book Fair

текст: Эльчин Али-заде, Евгения Боневерт, Надежда Масленикова, Катя Суверина
5 из 10
закрыть
  • Bigmat_detailed_pictureАндре Жид и Морис Дени. Le voyage d'Urien. 1893
    От livre d'artiste к artist's bookПервые книги художника

    Очевидная ценность первых книг сформировала профессиональную среду библиофилов — людей, собирающих редкие и наиболее важные издания. Это внимание к уникальным экземплярам побудило французских издателей XIX века, таких, как Ришар Леклид или Огюст Колан, объединить фигуры поэта и художника для создания книги. Результатом стало появление жанра livre de peintre («книга живописца»), в котором графические листы, выполненные художниками, составляют параллельное повествование, свободное от задачи прямого иллюстрирования. Книгу Андре Жида и Мориса Дени «Le voyage d'Urien» («Путешествие Уриана» (1893)) часто называют первой совместной работой автора и художника.

    К концу XIX века в руках художников оказалась не только изобразительная составляющая книги, но и возможность работать с архитектурой издания: конструкцией, шрифтом, материалом. Новая для издательства форма наделила книгу дополнительными способами прочтения, а интенсивное взаимопроникновение поэтической и художественной среды, характерное для рубежа XIX—XX вв., открыло путь диалогу между художниками и поэтами. Книжные союзы создали Поль Верлен и Пьер Боннар, Гийом Аполлинер и Рауль Дюфи, Рене Шар и Жорж Брак, Тристан Тцара и Пабло Пикассо, Поль Элюар и Жоан Миро.

    Важная для модернистов материальная «сделанность» работы тесно связала livre d'artiste с культурой эстампа. Книги художника печатались с применением ручных печатных техник: офорта, сухой иглы, ксилографии, литографии. Тираж мог дорабатываться вручную с использованием трафарета или коллажа; нередко воспроизводились и авторские рукописные тексты, что подчеркивало рукотворную природу издания. Эти книги-объекты создавались малыми тиражами — от нескольких десятков до нескольких сот экземпляров, попадая в коллекции библиофилов и в собрания произведений искусства.

    Сложившийся элитистский мир книги художника в 1960-е годы оспорил Эд Рушей, чья работа стала отправной точкой для американского течения artist's book. В 1963 году Рушей самостоятельно издал книгу«Twentysix Gasoline Stations»: 26 черно-белых фотографий заправочных станций, снятых художником в западной части США. Здесь текст окончательно уступил место изображению и остался только в описаниях к фотографиям. Книга самого обычного формата, стандартного размера, отпечатанная современным техническим методом офсета тиражами 400 и 500 экземпляров, непронумерованная и неподписанная, нарушила принятые конвенции библиофильства, тиража и печатной графики. Это издание продолжает линию авангарда, отрицающего претензию произведения искусства на уникальность, но уже в логике поп-арта, опирающегося на эстетику индустриального и массового производства.

    Эд Рушей. Twentysix Gasoline Stations (1963). 3-е издание. 1969Эд Рушей. Twentysix Gasoline Stations (1963). 3-е издание. 1969

    Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Столицы новой диаспоры: ТбилисиВ разлуке
Столицы новой диаспоры: Тбилиси 

Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым

22 ноября 20241896
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 20249734
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202416395
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202420608
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202425883
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202427218