Взлеты и падения искусств в (не)интересные времена

Тамара Вехова о лучших проектах LVIII Венецианской биеннале

текст: Тамара Вехова
10 из 11
закрыть
  • Bigmat_detailed_pictureВидеоинсталляция Дмитрия Крымова© ГМИИ им. А.С. Пушкина
    Павильон ГМИИ им. Пушкина«В конце пребывает начало. Тайное братство Тинторетто»

    Отдельно стоит описать проект ГМИИ им. Пушкина в церкви Сан-Фантин, осуществленный при поддержке Stella Art Foundation для параллельной программы LVIII Венецианской биеннале. По словам галериста Сергея Попова, «Пушкинский, по сути, произвел альтернативный павильон. И тем самым — если оценивать в терминах соревнования институций — положил Эрмитаж на обе лопатки».

    Церковь Сан-Фантин десять лет находилась на реставрации и в этом году впервые открыла свои двери в качестве музейной площадки. Ее барочный интерьер стал прекрасной декорацией к проекту ГМИИ — оммажу творчеству Тинторетто, чье 500-летие празднует в этом году Италия. Художники проекта — собственно Тинторетто, театральный режиссер Дмитрий Крымов, Ирина Нахова, американец Гари Хилл, итальянец Эмилио Ведова и швейцарская медиагруппа Bitnik: неожиданная, но воистину звездная компания.

    Идея выстроить выступление вокруг холста Тинторетто, когда все станковые работы художника в связи с торжественной датой находятся на гастролях, — уже беспроигрышный ход, заявка на блокбастер. С другой стороны, в привязке Тинторетто к теме биеннале тоже нет никакой натяжки: великий венецианец был новатором и одним из первых начал смелые эксперименты с пространством и светом, фактически добиваясь той же иммерсивности.

    Мультимедийное представление длится около часа и открывается работой Дмитрия Крымова. На большом экране в алтарной части церкви идет видео. Сюжет и декорация — прославленная работа Тинторетто «Тайная вечеря» из церкви Сан-Тровазо. Это умное, трогательное и глубокое произведение — великолепный пример того, как в наше время можно работать с религиозными темами, не скатываясь в пафос и фальшь.

    Фрагмент проекта «There Is a Beginning in the End»Фрагмент проекта «There Is a Beginning in the End»© Наташа Польская

    «Я провожу много времени в театре, — говорит Крымов, — и знаю, что такое разборка декораций после спектакля: это очень грустное зрелище, и я даже стараюсь на это не смотреть. Это очень делово, ясно, быстро. Кончается магия, и начинается проза. Я хотел магию этой картины («Тайной вечери» Тинторетто. — Т.В.) увести в прозу, а потом опять ее вынуть, создать такие волны».

    На пике волны, созданной последними минутами крымовского видео, — когда весь мир растворяется в зрачке живого Христа — в куполе и на стене боковой капеллы загорается видеомистерия Ирины Наховой. В отличие от предыдущей работы, видео Наховой не является повествованием, но зато «переводит» художественные открытия и приемы новатора Тинторетто на язык современности, соединяя видеопроекцию о нашем типическом «сегодня» с искусными барочными росписями.

    Классик американского видеоарта Гари Хилл — еще один участник «Тайного братства Тинторетто» — завершает проект, который вслед за Стеллой Кесаевой можно назвать «современной мессой». Он растворяет в синем беспредметном жужжании всю конкретику предыдущих рассказов: остается лишь волшебное послевкусие.


    Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 20249405
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202416050
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202420363
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202425599
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202426943