Взлеты и падения искусств в (не)интересные времена

Тамара Вехова о лучших проектах LVIII Венецианской биеннале

текст: Тамара Вехова
2 из 11
закрыть
  • Bigmat_detailed_pictureАмериканская художница Кэрол Боув© Венецианская биеннале
    Интересные времена: pro et contra

    Главное впечатление от биеннале — невероятное разнообразие: художники говорят на всех языках в буквальном и переносном смысле. Вседозволенность и вседоступность, все медиа и темы вперемешку, каждый пишет как он слышит, каждый сам себе блогер — вот оно, точное отражение современности. Собрал этот пестрый разноголосый хор американский куратор Ральф Ругофф, он же задал основному проекту биеннале тему: May You Live in Interesting Time (букв. «Жили бы вы в интересные времена»). В самом названии заключена интрига — каких только трактовок этого выражения я не услышала в дни открытия: от пожелания «чтоб вам жить в интересное время» до предостережения «не дай вам Бог жить в “интересную” эпоху». Сергей Хачатуров в своей статье поясняет кураторский замысел так: «Само название May You Live in Interesting Time — это обманка. Она будто бы отсылает к древнекитайскому строптивому высказыванию “Не дай Бог жить в эпоху перемен”. Однако придумана европейскими интеллектуалами XX века. Да и ругань-то не очевидная: может, жить в эру перемен куда интереснее?»

    Каждый художник (всего в групповой выставке участвуют 79 авторов и коллективов, ровно половина из них — женщины) представлен двумя работами. Одной — в центральном павильоне в садах Джардини, второй — в Арсенале. Идея взять на борт «каждой твари по паре» хороша уже тем, что хотя в первые минуты разнообразие информационного потока и оглушает («зачем так много всего и как в этом сориентироваться?»), но игра с поиском и сопоставлением имен на двух основных площадках задает сценарий и ориентиры, помогающие не заблудиться в этом многообразии с первой же минуты.

    В день открытия в центральном павильоне в Джардини было тесно и душно. Утомившись в толпе, я придумала себе занятие — угадывать, из какой страны художник: ведь и в самом формате биеннале заложен этот сценарий — классифицировать увиденное по национальному (а вернее, географическому) признаку. Прогулка по национальным павильонам стран-участниц становится естественным продолжением этого сценария.

    Американская художница эфиопского происхождения Джули МеретуАмериканская художница эфиопского происхождения Джули Мерету© Венецианская биеннале

    Нынешняя биеннале показывает, что одной из наиболее артикулированных тем в современном искусстве является поиск актуальных национальных ценностей и локальных корней в ответ на глобализацию, миграцию и размывание границ и «лица» западной культуры. Это отметили все. Но если российская пресса почти единогласно благосклонна к биеннале, то западные СМИ за редким исключением отзываются о выставке весьма скептически. The Guardian окрестила биеннале «глупым искусством для глупого времени». The Art Newspaper недовольна национальными павильонами («получились в этом году из рук вон плохо»). Итоги критики подвел Джейсон Фараго из The New York Times: «Ральф Ругофф сделал шоу, цель которого — подвести итоги (выявить главное/ключевое) в нашем туманно звучащем настоящем, в котором рухнули привычные нарративы и теперь мы боремся за то, чтобы найти новые ориентиры. Его выставка местами выстроена красиво и эффектно, местами — равнодушно и механически. Она вроде бы вполне актуальная, но в то же время бесконфликтная (безопасная) и слишком уж отстраненная. LVIII биеннале — смутное высказывание, и если бы я знал, что же он, собственно, хотел сказать…»

    И все же безусловно удачных проектов, которые хвалили даже скептики, набралось столько, что уже хотя бы ради них стоит ехать и смотреть биеннале.


    Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 20249405
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202416050
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202420363
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202425599
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202426943