Разговор c оставшимся
Мария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен
28 ноября 20244993Сегодня, 20 апреля, в Санкт-Петербурге состоится первый перформативный аукцион от участников группировки «Север-7», который стал продолжением Седьмых независимых ярмарок современного искусства. Каждый аукцион готовится как завершенный проект и посвящен определенной теме. Темой первых торгов выбран BOX — коробка художника, музей Дюшана в чемодане, fluxbox.
Суть проекта YABA BOX — в его перформативной составляющей в духе хеппенинга, буффонады и дада-кабаре. Основатель проекта Александр Цикаришвили уточняет: «Я устраиваю YABA BOX из интереса, а также для того, чтобы поэкспериментировать с форматом — превратить аукцион в искусство дада, перформанс, хеппенинг, танец, искусство... Ну и объединить художников для создания общей работы и обмена идеями и энергиями».
Итак, перформативный аукцион — это самоироничный формат торгов с непредсказуемым финалом. Здесь на первый план выходит живое театрализованное представление. Ведущими аукциона становятся художники-перформеры, художники-дэнсеры и стриптиз-дэнсеры, а коллекционер и зритель становятся соучастниками тотального представления. Накал абсурдистского юмора достигнет высот «Кабаре Вольтер», а человек с деревянной ногой, танцовщица в колесе и боксер на высоких каблуках заставят забыть о нижних и верхних границах, эстимейтах и таргетах.
Керим Рагимов, участник аукциона, кажется, уже вошел в роль и подготовил заявление:
«Уважаемые коллеги,
будучи несказанно обеспокоен происходящим сегодня в так называемом современном искусстве и движим самыми искренними побуждениями противостоять потоку вредоносной культурной халтуры, вынужден высказаться относительно аукциона “Яба Бокс”, готовящегося к проведению в Санкт-Петербурге.
Все мы имели возможность лицезреть эту, прямо скажем, малоприятную физиономию, “портрет поколения”, во время предаукционной выставки. Те, кто побывал до этого на актуальной выставке “Поколение тридцатилетних” в Русском музее, бережно собранной высококлассными профессионалами и определенно задающей новые стандарты в деле музейного обзора поля “современного” в искусстве, могут и без моей помощи оценить ту глумливую вакханалию дурновкусия, что разыгрывается сегодня в подвалах Петроградской стороны.
Как дом твой аукционный назовется? “Яба Бокс”! Позвольте спросить: что за “яба” такая? Ябеда-корябеда? Бабка-Ёжка? Впрочем, чего мы можем ждать от организаторов этого культурного путча, где верховодят какие-то невнятные выскочки-бабки (от которых мы хотя бы в силу их возраста вправе ожидать мудрости, но которых язык не поворачивается назвать Бабулями, Матронами, просто пожилыми женщинами, наконец) и самозваные боксеры-недоучки? И ведь они сами называют себя “ублюдками”, не стесняясь подчеркнуть свою ублюдочную самоназванность (“Яба” — это, видите ли, от young bastards).
Сегодня, когда наша молодая страна с таким трудом оправляется от травм, нанесенных ей немецкими, итальянскими, румынскими и японскими фашистами, холодной войной с Западом, лихими девяностыми; сегодня, когда на фоне пандемии и экономического спада под давлением идеологических врагов “из-за бугра” серьезные арт-институции, в том числе аукционные дома, превозмогая себя, пытаются отстроить практически с нуля новые отечественные культурные конструкции, — особенно невероятными и неуместными кажутся попытки дерзких паразитов от культуры выползти из своих темных подвалов на свет божий для своих мерзких, без преувеличения, диверсий. И когда? Конечно, накануне Санкт-Петербургского экономического форума, когда к нам ожидается съезд высоких гостей из-за границы!
Давайте не будем забывать, что Петербург-Петроград-Ленинград всегда был и остается модельным для нашей великой страны городом, колыбелью трех революций. Что начинается здесь — может с легкостью перекинуться на всю нашу огромную любимую Россию. И сейчас самое время указать этим арт-хамам, кто есть кто и кого где место в Истории искусства.
Призываю всех людей доброй воли, а особенно людей с так горячо любимыми этими бастардами “бабками”, не оставаться в стороне и, отринув всяческий страх, проголосовать за наше с вами Будущее!
С уважением,
Керим Олегович Рагимов,
член Всесоюзного Ленинского коммунистического союза молодежи с 1986 года
19.04.2021»
На предстоящих торгах представлено более 60 лотов, созданных специально для аукциона, — многие стали результатом неожиданных коллабораций. Художники свободно трактуют тему, создавая инсталляции, лайтбоксы и другие самые разнообразные варианты искусства в коробке и коробки как искусства. Среди участников — десятки художников из Петербурга и других городов, в том числе Сергей Братков, Грехт, Петр Дьяков, Вая Зверева, Вадим Михайлов, Илья Овсянников, Антонина Фатхуллина, Егор Федоричев, Александр Цикаришвили, Леонид Цхэ, Лукас Швецов, Александр Шишкин-Хокусай и другие.
Прокомментировать аукцион согласился и Семен Мотолянец, чьи работы также представлены на предстоящих торгах.
«Открывается еще один амбициозный аукцион Современного Искусства. На этот раз в Петербурге — под названием YABA. Работы, представленные в первом проекте, посвящены узкой теме бокса-коробки.
Спецификой аукциона являются многочисленные коллаборации, сделанные по принципу “фитов” в музыкальной среде. Интересен опыт взаимодействия художников, которые сами выбрали себе коллег по взаимодействию для работы над произведением. Кто кого обогащает, кто у кого отнимает, сможет увидеть и оценить требовательный зритель, а коллекционер — проголосовать денежным знаком. Выставка построена в духе коллектива “Север-7” и иногда захватывает идентичности художников, которые в персональной карьере действуют в совершенно иной парадигме: коллективное здесь важнее личного.
Мне кажется, YABA — логичное продолжение независимых Седьмых ярмарок, успешно проводимых группой в прошлые годы. Здесь снова прочитывается их неотъемлемый интерес именно к рыночной составляющей искусства: хорошая организация и репрезентация в сети, по-взрослому нормальные цены. Это заявка на долгую жизнь и головокружительный успех.
Аукцион искусства у меня всегда вызывает неловкое, странное чувство. Бывает смешно смотреть, например, аукционы Vladey, слушая рассказы аукциониста о произведениях. Мысль продавца искусства сильно отличается от других сопутствующих искусству текстов — от искусствоведческих заметок, критических статей или прямой речи художника: задачи у нее совершенно иные. Но у этого аукциона есть добавочный элемент — перформативность, призванная снять те аукционные пафос и ажиотаж, от которых у художников и коллекционеров прибавляется седых волос.
Я желаю всем участникам и организаторам аукциона найти своих ценителей, покупателей, деловых партнеров. Ценители, пополняйте коллекции. Художники, расставайтесь с любимыми произведениями, не скрывая слез. Делайте ставки, товарищи. Деньги — это бумага, и хранить ее удобнее в сберегательной коробке — box».
Аукцион: 20 апреля в 19:00. Участие онлайн, офлайн и по телефону
Адрес: Kunsthalle nummer sieben, Санкт-Петербург, ул. Большая Зеленина, д. 21
Каталог и регистрация — тут
Запрещенный рождественский хит и другие праздничные песни в специальном тесте и плейлисте COLTA.RU
11 марта 2022
14:52COLTA.RU заблокирована в России
3 марта 2022
17:48«Дождь» временно прекращает вещание
17:18Союз журналистов Карелии пожаловался на Роскомнадзор в Генпрокуратуру
16:32Сергей Абашин вышел из Ассоциации этнологов и антропологов России
15:36Генпрокуратура назвала экстремизмом участие в антивоенных митингах
Все новостиМария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен
28 ноября 20244993Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым
22 ноября 20246549Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах
14 октября 202413121Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается
20 августа 202419599Социолог Анна Лемиаль поговорила с поэтом Павлом Арсеньевым о поломках в коммуникации между «уехавшими» и «оставшимися», о кризисе речи и о том, зачем людям нужно слово «релокация»
9 августа 202420262Быть в России? Жить в эмиграции? Журналист Владимир Шведов нашел для себя третий путь
15 июля 202422911Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым
6 июля 202423672Философ, не покидавшая Россию с начала войны, поделилась с редакцией своим дневником за эти годы. На условиях анонимности
18 июня 202428845Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова
7 июня 202428973Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»
21 мая 202429627