Позвольте, что это за «яба» такая?

«Север-7» открывает первый в России аукцион-перформанс

текст: Семен Мотолянец, Керим Рагимов
Detailed_pictureАлександр Цикаришвили, Лиза Цикаришвили. Ортопедический корсет для улучшения сна. 2021. Смешанная техника; 68х68х31 см© Yaba BOX

Сегодня, 20 апреля, в Санкт-Петербурге состоится первый перформативный аукцион от участников группировки «Север-7», который стал продолжением Седьмых независимых ярмарок современного искусства. Каждый аукцион готовится как завершенный проект и посвящен определенной теме. Темой первых торгов выбран BOX — коробка художника, музей Дюшана в чемодане, fluxbox.

Суть проекта YABA BOX — в его перформативной составляющей в духе хеппенинга, буффонады и дада-кабаре. Основатель проекта Александр Цикаришвили уточняет: «Я устраиваю YABA BOX из интереса, а также для того, чтобы поэкспериментировать с форматом — превратить аукцион в искусство дада, перформанс, хеппенинг, танец, искусство... Ну и объединить художников для создания общей работы и обмена идеями и энергиями».

Итак, перформативный аукцион — это самоироничный формат торгов с непредсказуемым финалом. Здесь на первый план выходит живое театрализованное представление. Ведущими аукциона становятся художники-перформеры, художники-дэнсеры и стриптиз-дэнсеры, а коллекционер и зритель становятся соучастниками тотального представления. Накал абсурдистского юмора достигнет высот «Кабаре Вольтер», а человек с деревянной ногой, танцовщица в колесе и боксер на высоких каблуках заставят забыть о нижних и верхних границах, эстимейтах и таргетах.

Deus ExCavator (Керим Рагимов, Петр Швецов). Сысерть. 2021. Инструментальная сталь, лазурит, солома, дерево; 12,5х40х13 см<br>KAROZICH (Марфа Рагимова, Наташа Гражданкина). Присутственное место, box #2. 2021. Смешанная техника; 30x37x32 смDeus ExCavator (Керим Рагимов, Петр Швецов). Сысерть. 2021. Инструментальная сталь, лазурит, солома, дерево; 12,5х40х13 см
KAROZICH (Марфа Рагимова, Наташа Гражданкина). Присутственное место, box #2. 2021. Смешанная техника; 30x37x32 см
© Yaba BOX

Керим Рагимов, участник аукциона, кажется, уже вошел в роль и подготовил заявление:

«Уважаемые коллеги,
будучи несказанно обеспокоен происходящим сегодня в так называемом современном искусстве и движим самыми искренними побуждениями противостоять потоку вредоносной культурной халтуры, вынужден высказаться относительно аукциона “Яба Бокс”, готовящегося к проведению в Санкт-Петербурге.

Все мы имели возможность лицезреть эту, прямо скажем, малоприятную физиономию, “портрет поколения”, во время предаукционной выставки. Те, кто побывал до этого на актуальной выставке “Поколение тридцатилетних” в Русском музее, бережно собранной высококлассными профессионалами и определенно задающей новые стандарты в деле музейного обзора поля “современного” в искусстве, могут и без моей помощи оценить ту глумливую вакханалию дурновкусия, что разыгрывается сегодня в подвалах Петроградской стороны.

Как дом твой аукционный назовется? “Яба Бокс”! Позвольте спросить: что за “яба” такая? Ябеда-корябеда? Бабка-Ёжка? Впрочем, чего мы можем ждать от организаторов этого культурного путча, где верховодят какие-то невнятные выскочки-бабки (от которых мы хотя бы в силу их возраста вправе ожидать мудрости, но которых язык не поворачивается назвать Бабулями, Матронами, просто пожилыми женщинами, наконец) и самозваные боксеры-недоучки? И ведь они сами называют себя “ублюдками”, не стесняясь подчеркнуть свою ублюдочную самоназванность (“Яба” — это, видите ли, от young bastards).

Roma Peeks. Всё слишком хитро устроено. 2021. Ткань, акрил, краски для ткани, вышивка; 110х112 см.<br>Вадим Михайлов. Битва. 2021. Смешанная техника; 34х59х15 см<br>Грехт. Тихая Шати. 2019. Дерево, металл; 33х15х10 смRoma Peeks. Всё слишком хитро устроено. 2021. Ткань, акрил, краски для ткани, вышивка; 110х112 см.
Вадим Михайлов. Битва. 2021. Смешанная техника; 34х59х15 см
Грехт. Тихая Шати. 2019. Дерево, металл; 33х15х10 см
© Yaba BOX

Сегодня, когда наша молодая страна с таким трудом оправляется от травм, нанесенных ей немецкими, итальянскими, румынскими и японскими фашистами, холодной войной с Западом, лихими девяностыми; сегодня, когда на фоне пандемии и экономического спада под давлением идеологических врагов “из-за бугра” серьезные арт-институции, в том числе аукционные дома, превозмогая себя, пытаются отстроить практически с нуля новые отечественные культурные конструкции, — особенно невероятными и неуместными кажутся попытки дерзких паразитов от культуры выползти из своих темных подвалов на свет божий для своих мерзких, без преувеличения, диверсий. И когда? Конечно, накануне Санкт-Петербургского экономического форума, когда к нам ожидается съезд высоких гостей из-за границы!

Давайте не будем забывать, что Петербург-Петроград-Ленинград всегда был и остается модельным для нашей великой страны городом, колыбелью трех революций. Что начинается здесь — может с легкостью перекинуться на всю нашу огромную любимую Россию. И сейчас самое время указать этим арт-хамам, кто есть кто и кого где место в Истории искусства.

Призываю всех людей доброй воли, а особенно людей с так горячо любимыми этими бастардами “бабками”, не оставаться в стороне и, отринув всяческий страх, проголосовать за наше с вами Будущее!

С уважением,
Керим Олегович Рагимов,
член Всесоюзного Ленинского коммунистического союза молодежи с 1986 года
19.04.2021»

Группа «Мыло», Nicolas True. Je me lave les mains. 2018. Мыло, перчатка, силикон, бокс, дерево, стекло; 67х33х7 см<br>Иван Чемакин. Кирпично-пылеватая равнина. 2021. Смешанная техника; 126х40х40 смГруппа «Мыло», Nicolas True. Je me lave les mains. 2018. Мыло, перчатка, силикон, бокс, дерево, стекло; 67х33х7 см
Иван Чемакин. Кирпично-пылеватая равнина. 2021. Смешанная техника; 126х40х40 см
© Yaba BOX

На предстоящих торгах представлено более 60 лотов, созданных специально для аукциона, — многие стали результатом неожиданных коллабораций. Художники свободно трактуют тему, создавая инсталляции, лайтбоксы и другие самые разнообразные варианты искусства в коробке и коробки как искусства. Среди участников — десятки художников из Петербурга и других городов, в том числе Сергей Братков, Грехт, Петр Дьяков, Вая Зверева, Вадим Михайлов, Илья Овсянников, Антонина Фатхуллина, Егор Федоричев, Александр Цикаришвили, Леонид Цхэ, Лукас Швецов, Александр Шишкин-Хокусай и другие.

Прокомментировать аукцион согласился и Семен Мотолянец, чьи работы также представлены на предстоящих торгах.

Леонид Цхэ, Татьяна Черномордова. Арктический поцелуй. 2021. Смешанная техника; 26х36х25 см<br>Петр Дьяков. Бокс. 2021. Акриловый композит, пигмент; 70х61х2 см<br>Сергей Братков. OREO в изоляции. 2021. Оргстекло, цветной принт; 91х77х10 смЛеонид Цхэ, Татьяна Черномордова. Арктический поцелуй. 2021. Смешанная техника; 26х36х25 см
Петр Дьяков. Бокс. 2021. Акриловый композит, пигмент; 70х61х2 см
Сергей Братков. OREO в изоляции. 2021. Оргстекло, цветной принт; 91х77х10 см
© Yaba BOX

«Открывается еще один амбициозный аукцион Современного Искусства. На этот раз в Петербурге — под названием YABA. Работы, представленные в первом проекте, посвящены узкой теме бокса-коробки.

Спецификой аукциона являются многочисленные коллаборации, сделанные по принципу “фитов” в музыкальной среде. Интересен опыт взаимодействия художников, которые сами выбрали себе коллег по взаимодействию для работы над произведением. Кто кого обогащает, кто у кого отнимает, сможет увидеть и оценить требовательный зритель, а коллекционер — проголосовать денежным знаком. Выставка построена в духе коллектива “Север-7” и иногда захватывает идентичности художников, которые в персональной карьере действуют в совершенно иной парадигме: коллективное здесь важнее личного.

Мне кажется, YABA — логичное продолжение независимых Седьмых ярмарок, успешно проводимых группой в прошлые годы. Здесь снова прочитывается их неотъемлемый интерес именно к рыночной составляющей искусства: хорошая организация и репрезентация в сети, по-взрослому нормальные цены. Это заявка на долгую жизнь и головокружительный успех.

Аукцион искусства у меня всегда вызывает неловкое, странное чувство. Бывает смешно смотреть, например, аукционы Vladey, слушая рассказы аукциониста о произведениях. Мысль продавца искусства сильно отличается от других сопутствующих искусству текстов — от искусствоведческих заметок, критических статей или прямой речи художника: задачи у нее совершенно иные. Но у этого аукциона есть добавочный элемент — перформативность, призванная снять те аукционные пафос и ажиотаж, от которых у художников и коллекционеров прибавляется седых волос.

Я желаю всем участникам и организаторам аукциона найти своих ценителей, покупателей, деловых партнеров. Ценители, пополняйте коллекции. Художники, расставайтесь с любимыми произведениями, не скрывая слез. Делайте ставки, товарищи. Деньги — это бумага, и хранить ее удобнее в сберегательной коробке — box».

Федор Хиросиге, Нестор Энгельке. Dura lex. 2021. Дерево, акрил, топоропись, пирография, петли; 50х40х20 см<br>Александр Шишкин-Хокусай. Separer. 2011. Смешанная техника, 17х37х26 смФедор Хиросиге, Нестор Энгельке. Dura lex. 2021. Дерево, акрил, топоропись, пирография, петли; 50х40х20 см
Александр Шишкин-Хокусай. Separer. 2011. Смешанная техника, 17х37х26 см
© Yaba BOX

Аукцион: 20 апреля в 19:00. Участие онлайн, офлайн и по телефону

Адрес: Kunsthalle nummer sieben, Санкт-Петербург, ул. Большая Зеленина, д. 21

Каталог и регистрациятут


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Столицы новой диаспоры: ТбилисиВ разлуке
Столицы новой диаспоры: Тбилиси 

Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым

22 ноября 20241515
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 20249523
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202416219
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202420461
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202425713
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202427059