«Электрофорез»: «Мы — поколение сытых людей»

Участники петербургской группы о «новой русской волне», ленинградском подполье и дебютном альбоме

текст: Андрей Орловский
Detailed_picture© Анастасия Трапезникова

За пять лет существования дуэт «Электрофорез» записал четыре EP и снял два клипа, выступил в Берлине и Таллине, дал несколько туров по СНГ. Слушатели обсуждают, как именно стоит трактовать сюрреалистические тексты «Электрофореза», а их музыку одни называют синти-попом с такой же уверенностью, с какой другие говорят, что это постпанк. Дружба длиной в двадцать лет, вымышленные имена и чистый абсурд — перед концертом группы в «Садах Бабилона» Андрей Орловский позвонил Ивану Курочкину и Виталию Талызину в Санкт-Петербург и попытался разобраться в том, что такое «Электрофорез».

— Первый вопрос мне подсказал один из ваших поклонников, когда узнал, что я готовлюсь к этому интервью. В какой-то период Иван представлялся Святозаром — зачем?

Иван Курочкин: У нас были неинтересные интервью, и, чтобы снизить градус пафоса и создать атмосферу полного сюра, приходилось прибегать к такому. Согласись, когда ты интервьюируешь человека с именем Святозар — у тебя совершенно другие ощущения. На тот момент это был эпатаж, яркий элемент, и это привело к нам поклонников. Нужно понимать, что есть шутки, понятные только нам двоим, свой запас мемов. Такой, скорее всего, есть у всех людей, которые долго общаются.

— Вы давно знакомы? И сколько лет играете вместе?

Виталий Талызин: Получается, что знакомы с 1998 года. Десять лет учились в одном классе.

Иван: 1 сентября будет почти двадцать лет. Нужно организовать что-нибудь интересное. Играем вместе лет пять, активно играем — два года.

— Как появилось название «Электрофорез»?

Виталий: Мы перебирали очень много названий и в тот момент, когда шли на выставку в Петропавловской крепости, придумали это. У нас тогда была шутка: «Выступает группа…» — и какое-нибудь смешное слово. А потом мы поняли, что «Электрофорез» — это очень даже неплохо.

Иван: Были и другие варианты: «Старость», «Друг оркестра», «Пожилые бухгалтерши». Последнее мне до сих пор очень нравится. Еще было название «Очки Хьюзмана» — это просто чистый абсурд, в который ничего не закладывалось.

Виталий: А потом мы загуглили, и оказалось, что Хьюзман — это первый человек, которому пересадили сердце. И у него действительно есть очки.

Мы относимся к себе как к компосту для музыкантов будущего.

— Самое популярное слово, которым описывают «Электрофорез» в СМИ и социальных сетях, — «андеграунд». Согласны ли вы с определением Interview Russia, что вы — «главная группа питерского андеграунда»?

Иван: Если это поможет нам снимать более качественные клипы или делать более масштабные концерты, то мы готовы быть не просто «главной группой», а богами андеграунда. Все это — ярлыки. Мы недавно увидели смешную новость о том, что альбом одной группы из Питера попал в топ-3 лучших инди-альбомов мира.

Виталий: Да, только в какой именно топ — неясно. Я тоже прочел недавно у кого-то в релизе, что «наша команда записалась с такими мастодонтами, как…» И ждешь этих мастодонтов, но их там нет, а есть какая-то обычная группа, причем одна. Плевать, что пишут.

Иван: Это маркетинг, мы понимаем, кто и зачем это делает. Большинство музыкантов нашего круга пытаются как-то пиариться и допускают такие перлы. Даже если вся страна сейчас бросит дела и начнет заниматься инди-музыкой, то достойные релизы получатся лет через десять, не раньше. В этом плане мы искренни и относимся к себе как к компосту для музыкантов будущего. Верим, что им будет легче, что они действительно сделают Санкт-Петербург одной из инди-столиц мира. А андеграунда вообще нет. У нас победил постмодерн, и никакой разницы между, например, рэперами и рок-музыкантами не существует. Все выходят из одной среды — плюс-минус интеллигентной, — хотя это, конечно, еще зависит от жанра. Чем отличается Александр Панайотов от вокалиста московской группы, которая собирает триста человек? Разве что стилем одежды. Мы все получили прививку от субкультуры.

— Тогда поговорим о втором по популярности определении — «новая русская волна». Что это такое и где она находится в системе координат современной музыки?

Иван: Она находится на тех же позициях, что и альтернатива в 2008 году. Это просто одно из течений, которое приобрело признаки не музыкального стиля, а интернет-явления. Музыка уже не объединяется по жанрам, молодые люди поняли, что жанрирование — это вкусовщина, меломанов все больше. Лично я незнаком с людьми, которые слушают только какой-то один конкретный стиль. Некоторые треки не трогают, ничего не взрывают в голове, но ты их слушаешь только из-за саунд-дизайна. «Новая русская волна» — это метатег, он вне жанров. Не постпанк, не дарк-поп, не электроника — это вообще не про музыку. Как мне кажется, «новая русская волна» — это освобождение от оков старого мышления. Может, пока это явление еще не очень яркое, но, надеюсь, мы еще увидим его благотворное влияние на всю русскую музыку.

— Какие команды объединяет этот метатег?

Иван: Не знаю, насколько будет корректным их упоминание. У нас же все сейчас обидчивые, многие команды не хотят относить себя к чему-либо. Я считаю такими группами «Буерак», «Пасош», «Спасибо» и так далее. А началось все с группы Padla Bear Outfit. Арсений — гений (Арсений Морозов — экс-лидер группы Padla Bear Outfit. — Ред.). Он постоянно перебирал жанры. Сначала они играли панк, потом — гаражный рок, позже — вообще витч-хаус. Люди не понимали, зачем он это делает, а он говорил, что стиль — это наносное. Мы тоже достаточно условно относимся к стилизации, из-за этого, наверное, людей, которые нас не понимают, больше, чем могло бы быть.

Виталий: Стоит сказать, что «новая русская волна» — это локальное явление, музыка, понятная русскоговорящим людям или находящимся в поле русского культурного влияния. За рубежом ее вряд ли поймут. В этом — и минус, и плюс, но, думаю, плохое преодолимо. Вот мы были недавно в Берлине, скоро играем в Таллине. Это план преодоления локальности, хотя мы, конечно, очень любим наш город.

— Да, я обращал на это внимание: вы всегда акцентируете, что «Электрофорез» — группа из Санкт-Петербурга.

Иван: Да, мы полностью погружены в этот город, наши корни уходят в ленинградское музыкальное подполье. Например, у Виталия отец торговал пластинками и за это вылетел из института. Все мои предки начиная с XIX века жили в Питере, мой тесть — первый вокалист «АукцЫона». Ленинградский рок-клуб, TaMtAm, «Грибоедов», «Ионотека» — все это смешалось и отразилось в нашей музыке.

— Петербург чувствуется в ваших песнях. Давайте попробуем разобраться подробнее — из какого еще сора, как писала Ахматова, они растут?

Иван: Песни — реакции личности на то, что происходит рядом с ней. Реакции становятся закваской, потом превращаются в тесто, из которого ты уже делаешь стихи. Рождаются какие-то образы, которые не покидают голову в течение долгого времени. И ты понимаешь, что нужно это запечатлеть. Но не на бумаге, а в лэптопе — мы же в современном мире живем. Как-то так, ничего сверхъестественного.

Мой тесть — первый вокалист «АукцЫона».

Виталий: В память попадают слова, фразы, потом раскручиваются. Нужно заранее определить ритм стиха — в каком месте та или иная мысль будет смотреться более органично. А потом уже всю эту конструкцию заполнять.

— Я спрашиваю не о технологии производства, а об основных эмоциональных двигателях. Какие они?

Виталий: Удивление.

Иван: Страх. Потому что в последнее время есть ощущение, что, к сожалению, нет ничего, в чем бы ты был уверен. Кроме родителей и так далее. А все остальное может оказаться не таким, каким кажется на первый взгляд. И это пугает.

— Как вы думаете, транслируются ли эти чувства через вашу музыку? И кто она — аудитория этого страшного и удивительного «Электрофореза»?

Иван: Нам обоим по двадцать пять — и месседж направлен нашим ровесникам, потому что я не понимаю, как и о чем говорить со старшими. У нас, конечно, нет такого конфликта поколений, как, например, в 90-х, конфликта капитализма и условного коммунизма. Мне кажется, что старшее поколение настолько было занято переживанием этого излома, что им было некогда думать о личном. Мы — поколение сытых людей, мы — о личном. Наши слушатели — это молодые люди, с которыми мы говорим на одном языке, которые понимают, что такое интернет в его социологическом ключе, а не в значении базы знаний. И в этом, кстати, заключается другой излом — тот, который должны преодолеть уже мы. Те установки, что были десять, даже пять лет назад, уже не работают. Хочется верить, что у нас получится.

Виталий: Мне кажется красивым одно предложение, которое похоже на обращение в начале письма: «Тем, кого это касается». У нас — именно такое послание. При том что нас слушают в основном молодые люди, мы иногда видим тех, кто ходит на наши концерты уже четвертый год подряд. И таких становится все больше. На предыдущем выступлении в «Садах Бабилона» было битком — 210 человек: мы вышли на час позже заявленного времени, и у нас чуть ли не на шее сидели. Поэтому в этот раз мы сделали условия жестче: ввели вход только с 18 лет, сделали билеты дороже.

© Анастасия Трапезникова

— Последний год вообще оказался для вас насыщенным: очередной EP, два клипа, тур. Повышенная плотность событий — это естественный процесс или результат целенаправленных усилий?

Виталий: Одно другого не исключает. Для того чтобы делать музыку более высокого уровня, в жизни должны быть цели и субцели. Тур, клипы, грядущий альбом — это все субцели.

Иван: Да, у нас какой-то невероятный чес, мы за всю жизнь не были в стольких местах. За год проехали 50 городов: от Берлина до Красноярска, от Краснодара до Мурманска.

— В интервью, которое вы давали в декабре 2015 года, Виталик говорил, что снимает дом без водопровода, а музыкальных заработков хватает на рис и бутерброды. После событий последнего года ситуация изменилась?

Виталий: Да, конечно. В те времена, когда музыкальных денег не хватало, мне уже настолько было неприятно куда-то ездить, решать какие-то вопросы. Обстоятельства сложились так, что я просто забил на работу. На протяжении года Ваня работал, а я нет. Я не мог много тратить — и к этому привык. И когда стало больше концертов, мы просто стали больше откладывать.

Иван: У меня было так: я закончил работать по какому-то проекту и понял, что больше не хочу это делать. И лучше буду зарабатывать рубль музыкой, чем десять — каким-то другим делом. Ведь самое главное — это удовольствие от того, что и как ты делаешь. Предпринимательство доступно многим, в том числе музыкантам. Если у тебя есть немного мозгов, то ты сможешь организовать дело, которое пусть и не приносит сверхдоходов, но держит тебя на плаву. Сейчас у нас это получилось.

— Одна из ваших субцелей — альбом, анонсированный на осень. Расскажите о нем.

Иван: Это наш первый серьезный альбом, но мы готовились к нему всю жизнь. До этого мы выпускали только EP, синглы и сборники песен, объединенных по периоду написания и не связанных единой концепцией. У альбома уже есть рабочее название — «Камо грядеши», или «Куда идешь», — по произведению польского писателя Генрика Сенкевича.

Виталий: Страшный и удивительный альбом будет.

Иван: Не хочется делить шкуру неубитого медведя, но мы прикладываем большое количество усилий, чтобы он был действительно хорошим. Мы купили новое оборудование, материал готов, запись — в процессе. Время еще есть.


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 20249405
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202416050
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202420363
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202425599
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202426943