Kedr Livanskiy и «хороший сексизм»

Знакомьтесь: Яна Кедрина — новое лицо российской электроники с постеров фестиваля Primavera Sound и рекламной кампании Apple

текст: Денис Бояринов
Detailed_picture© Из архива Яны Кедриной

Брови вразлет и ветреная челка, выбивающаяся из-под капюшона худи. Яна Кедрина выглядит и одевается как взбалмошная старшеклассница. Но не судите книгу по обложке: к своим 27 годам москвичка, занимающаяся электронной музыкой, уже немалого добилась — выпустила под псевдонимом Kedr Livanskiy в прошлом году альбом «Ariadna», который заслужил хорошие рецензии в международной прессе, объездила с концертами мир и стала лицом, представляющим российскую электронику, в рекламной кампании Apple Music. В ближайшее время она выступит в Москве — в ночь на 31 марта на выставке ART.WHO.DARK, а дальше ей предстоят первые появления перед большой международной аудиторией — на фестивалях Primavera Sound в Барселоне и Melt в Германии. Денис Бояринов встретился с Яной Кедриной, чтобы поговорить о том, как она играла панк, и немного о феминизме.

— Давненько я не давала интервью — уже почти два месяца.

— Ты училась на журналиста. Тебе самой приходилось брать интервью?

— Да, когда училась в Институте журналистики и литературного творчества. Мы делали журнал для курсовой работы и брали интервью у студентов и подростков. Он назывался ужасно: «ЮМ» — типа «Юношеский максимализм». Я в те времена панк-роком увлекалась, поэтому меня волновали эти темы.

— Почему ты решила уйти из института?

— Я никогда не хотела быть журналистом, да и у меня нет к этому таланта — я очень плохо формулирую мысли. Я несколько лет поступала в театральный институт, но у меня не получилось. Надо было куда-то идти учиться — и я выбрала журфак, потому что меня всегда интересовали литература, философия и искусство. А там были хорошие преподаватели. В принципе, я там углубленно изучала литературу.

— Панк-группа, в которой ты играла, была женской?

— Нет, там все были парни, кроме меня. А я была на вокале, сочиняла песни и мелодии. Песни были о вечеринках, наркотиках и алкоголе — что-то типа того, о чем сейчас поет «Пошлая Молли». Такой поп-панк, но исключительно гитарный, без электроники. Моими ориентирами были «1,5 килограмма отличного пюре» и Blink-182. У нас был ужасный сырой звук — играть умел только басист.

Мы привлекли внимание потому, что пели на русском, а еще потому, что девчонка поет. Тогда в панк-роке было мало женщин, да и сейчас их мало. Везде.

Мы были в аду, и зрители были в аду.

— Что было самым большим достижением вашей группы?

— Мы съездили в тур — объехали четыре города на ставшем легендарным минивэне «Автобус смерти». Это был единственный наш тур. После таких туров надо в рехаб отправляться на несколько месяцев. Мы были в аду, и зрители были в аду, но это то, зачем они приходили на концерты. У нас была такая совместная дионисийская вакханалия.

А параллельно я изучала литературу, увлекалась дворянской культурой, и многие мои друзья-панки об этом не догадывались. Думали, что я только бухаю.

— Почему панк в твоей жизни закончился?

— Я не считаю, что панк — тупая музыка. Но тот панк, который мы играли, я переросла. В какой-то момент надоедает угорать и хочется делать что-то серьезнее. Даже когда я ходила на панк- и хардкор-концерты, я не переставала слушать альтернативную музыку и электронику — CocoRosie, Xiu Xiu, Boards of Canada.

— Когда ты начала делать электронную музыку?

— В 23 года. Я попала в компанию ребят, которые сделали клуб «НИИ» и лейблы «ГОСТ ЗВУК» и Johns' Kingdom. Время требовало нового шага. Мы все были про музыку — ходили на вечеринки и на концерты с электронной музыкой. Начали с того, что сперва делали все вместе, а потом раскололись — и каждый стал сам по себе.

© Из архива Яны Кедриной

— А как ты влилась в эту компанию?

(Смеется.) Просто замутила с челом из этой компании — с Пашей Миляковым, который сейчас известен как Buttechno. Но он прямого отношения к тому, что я делаю, не имел. Мы вместе росли — думаю, что наши отношения дали развитие нашим проектам.

Когда я закончила с панком, мне очень хотелось делать музыку. Но я не умею играть на инструментах. Я училась играть на гитаре, но для того, чтобы выучиться играть как следует, надо быть очень терпеливым человеком. А для того, чтобы делать электронную музыку, не обязательно уметь играть на инструментах (смеется).

— Да, это многих привлекает.

— Прикол в том, что вот я уже четыре года занимаюсь электроникой — и уже интуитивно чувствую инструмент, понимаю, что где находится, и ловлю гармонии.

Я периодически смотрю обучающие ролики в YouTube. Изучала синтез звука. Что это значит с точки зрения физики. Но все это очень плохо держится у меня в голове (смеется).

А еще очень клево пойти к кому-нибудь в гости и вместе делать музыку, чтобы посмотреть, как человек использует софт. Например, основной мой инструмент — это Ableton, но десять разных людей могут работать с ним десятью разными способами. Ты подхватываешь какие-то фишки и открываешь для себя что-то новое.

Когда у меня появляются деньги, я покупаю инструменты — синтезаторы и драм-машины. Но я не пользуюсь ими во время концертов — у меня такая музыка, которая не очень-то удобна, чтобы одновременно играть и петь.

Профессиональный уровень — это не обязательное условие хорошей музыки.

— Ты делаешь музыку дома — типичный bedroom artist. Подумываешь о том, что надо выходить на новый уровень и идти в профессиональную студию?

— Профессиональный уровень — это не обязательное условие хорошей музыки. Вот у Тимати и Black Star Burger, например, профессиональный уровень, они в студии все записывают, и что? Конечно, нужно разбираться в предмете — изучать сведение и мастеринг. Но хорошего результата можно добиваться и дома, если у тебя есть студийные мониторы. А если нет — то идешь к своим друзьям, которые лучше разбираются в звукоинженерии. Это не та сторона, куда я хочу идти. Я понимаю, что для массовой аудитории нужен другой звук, более глянцевый, что ли. Но у меня нет задачи завоевать большую аудиторию.

— А какая у тебя задача?

— Больше делать музыки, и чтобы она трансформировалась и продолжала приносить мне удовольствие. Мне нравится, когда все происходит гармонично. У меня нет задачи прославиться, и, возможно, с моей психикой я бы этого и не перенесла.

— Какие российские электронные музыканты у тебя вызывают уважение?

— Все резиденты «ГОСТ ЗВУКа», артисты лейбла «Рассвет», который сделал Паша Миляков, и самарского лейбла «Область». Они не очень известны, но я вижу, как эти ребята живут. Их знают 200—300 человек, которые ходят в «НИИ», но они больны музыкой. У них нет эго-мотива. Это клево.

— Как получилось, что ты стала известнее их?

— У меня музыка проще. Она построена на мелодиях. Она проще, понятнее и доступна для восприятия. Но проще не значит хуже. Просто, чтобы воспринимать экспериментальную музыку, требуется подготовка. Нужно поднапрячься и увидеть красоту в других вещах.

Плейлист Kedr Livanskiy для Apple Music составлен из музыки, для которой «требуется подготовка»

— Сейчас ты сотрудничаешь с американским лейблом 2MR Records. Как выстроены ваши отношения? У тебя есть контракт?

— Да, у меня есть контракт. Я вообще не очень серьезно отношусь к таким вещам. Только недавно я осознала, что подписала контракт на четыре LP (полнометражный альбом. — Ред.)!

— А выпустила пока один.

— Да. И выпустила еще EP (мини-альбом. — Ред.), но они вообще никак не считаются. И это немного грустно, потому что мне пишут с других лейблов, очень неплохих. Но все, что я делаю, я должна отдавать 2MR или, по крайней мере, согласовывать с ними. А они ничего не хотят никому отдавать. Так что я в заложниках ситуации, но пока меня это не жмет. Я, к сожалению, не очень продуктивный артист. Я не могу по альбому в год выпускать.

© Из архива Яны Кедриной

— Ты им должна еще три альбома, а они что тебе должны? Они тебе дают финансирование?

— Они мне могут дать аванс — тысячу долларов на клип, например. Но эти деньги потом вычитаются из тех «роялтиз» (гонорары. — Ред.), которые пойдут с продаж. Они мне дают взаймы. Они не меценаты, они — лейбл.

— Они тебе не предлагают ходов по раскрутке твоей музыки: вот сейчас надо снять клип и есть такой хороший режиссер?

— Слава богу, нет. Они только чуть-чуть подталкивают меня. Вот, например, пишут: надо обязательно дать этому изданию интервью. Или пишут: Яна, в этом мире артист не может молчать по три месяца — надо обязательно выпустить сингл или клип. А я им отвечаю: сорри, ребята, попозже (смеется).

— Тебе предстоят выступления на больших европейских фестивалях — Primavera в Барселоне и Melt в Германии. Собираешься сделать что-то специальное?

— Я собираюсь делать visuals (видеосопровождение. — Ред.). Обычно я без этого обходилась, но когда аудитория больше 2000 человек — надо, чтобы не только я на сцене стояла. Еще я собираюсь встречаться со звукорежиссером — мы будем пересматривать мою live-программу, может быть, ее перемастерим. Я уже выступала за рубежом, но на вечеринках, куда приходит моя публика, — для тех, кто знает мою музыку. А здесь надо завоевать внимание аудитории, которая меня совсем не знает. И это вызов!

— Яна, в этом мире артист не может молчать по три месяца.

— В музыке Kedr Livanskiy есть проявленная русская идентичность, чего не хватает большинству наших проектов — не только электронных. У тебя это есть: тексты на русском, даже русская поэзия и флер позднеперестроечной «новой волны» и электроники типа «НИИ косметики». Ты специально работаешь в этом ключе?

— Нет, не специально. Когда я пыталась что-то делать специально — а давай-ка я сейчас сделаю «Стук бамбука в 11 часов», — у меня ничего не получалось (смеется). Получался такой шлак! Хоть и звучит отдаленно похоже. Это мир, в котором я варюсь, и это потом проявляется в некоторых деталях. Но впрямую сп**дить и подставить не получается (смеется).

© Из архива Яны Кедриной

— Что ты думаешь о феминизме?

— Я за феминизм! В последнее время меня стало еще сильнее бесить наше общество. Я сейчас очень много смотрю YouTube. Смотрю всякий шлак, но когда читаю комментарии людей — меня просто вышибает. Думаешь: это реальные люди пишут или боты — и когда понимаешь, что реальные люди, очень грустно становится. Очень много неуважения и хамства. Вот, например, я посмотрела дебаты Навального и Собчак. А потом почитала комментарии. Если возникает критика Навального, она какая-то конструктивная. А если про Собчак — то комментарий, по сути, один: «А баба тупая! Куда она лезет». Сексизм меня очень раздражает.

— А ты за Навального или за Собчак?

— Ни за кого.

— Ты в свой адрес еще не получала таких комментариев? Мол, музыка Kedr Livanskiy пользуется популярностью, потому что ты — красивая девушка и не стесняешься этого.

— Такого не было. Бывали просто засерные комменты (резко негативные комментарии. — Ред.), но они не были связаны с моей внешностью (смеется). А еще бывает, типа, «хороший сексизм»: «Ой, посмотрите, какая девочка у нас поет!» Такого много.

А когда я еду с таксистом и он спрашивает, чем я занимаюсь, я вру и не говорю, что я — музыкант. Говорю: я работаю ассистентом на сериалах (смеется). Мне почему-то не хочется делиться с ним сокровенным.


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 20249404
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202416049
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202420362
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202425598
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202426941