28 декабря 2018Современная музыка
207

Итоги-2018: русская поп-музыка

Чем запомнилась отечественная поп-музыка в 2018-м: главные события, герои, альбомы и треки. Выбор COLTA.RU

текст: Денис Бояринов, Сергей Мезенов
Detailed_picture© Владимир Андреев / ura.ru / ТАСС
1. Сюжет года

Запрещенные песни

В 2018 году в России вновь появились запрещенная музыка и черные списки музыкантов, как в Советском Союзе образца 1984 года. Разнообразные властные инстанции — от городских администраций и областных прокуратур до Следственного комитета РФ — плотно занялись анализом текстов популярных во «ВКонтакте» песен, искали пропаганду суицида, экстремизма, наркотиков и даже каннибализма, а в качестве упреждающих ударов отменяли «по звонку» концерты исполнителей. В пострадавших побывали «Пошлая Молли», «Френдзона», Монеточка, Элджей, Ганвест, Jah KhalibMatrang, Хаски, IC3PEAK — у таких разных музыкантов отменяли и срывали концерты, их задерживали и досматривали сотрудники полиции. Этих артистов объединяет, пожалуй, только то, что они популярны у поколения «ВКонтакте», и представителей старшего поколения, требующих от лица родителей всей России «оградить и уберечь», беспокоит их влияние на молодые умы, и они выбирают традиционный и неэффективный метод — доноса и силового давления, приводящих к полицейскому произволу. Уровень обеспокоенности достиг такого размаха, что разрушительную силу новой русской поп-музыки, которая, по мнению жалобщиков, стоит на трех китах — «секс, наркотики и протест», обсудили с президентом РФ, и он мудро заметил, что запрещать концерты бессмысленно и что если движение нельзя остановить, то его надо организовать и возглавить. Так что государственный заказ на правильную, идеологически верную, выхолощенную и обезжиренную поп-музыку уже сформулирован — ожидаем в следующем году, как его будут выполнять чуткие ветераны шоу-индустрии и функционеры Минкульта. А еще любопытно, как представители власти пойдут на сделки с нынешними героями «поколения Z» и с кем сумеют договориться. Словом, предсказываем в будущем году больше песен про «кекс и компотики», а пока (Роскомнадзор не добрался) можем позволить себе послушать оригиналы:

2. Концерт года

«Я буду петь свою музыку» в «ГлавClub Green Concert»

Самый широкий медиарезонанс в цепи запретов и отмен концертов получило «дело Хаски». Поддавшись на полицейскую провокацию и заработав в Краснодаре 12 суток по статье за мелкое хулиганство, Дмитрий Кузнецов стал фигурой, вокруг которой смогло объединиться рэп-сообщество. Концерт в поддержку Хаски «Я буду петь свою музыку», проведенный Оксимироном, Noize MC и Бастой, стал историческим событием уже через несколько часов после первых анонсов — все билеты были распроданы мгновенно, собранная касса в шесть миллионов рублей пошла на помощь Хаски, которому из-за шумихи пересмотрели наказание и даже выпустили на свободу. «Я буду петь свою музыку» показал, что российские музыканты могут постоять за себя и за свободу самовыражения, если сумеют объединиться.

3. Молодость года с песнями

Монеточка — «Раскраски для взрослых»

Молодость (и внешность) актуальных исполнителей и особенно исполнительниц в этом году порядком занимала умы наблюдателей за отечественной поп-культурой (не без помощи Земфиры Талгатовны). Второй альбом Лизы Гырдымовой «Раскраски для взрослых» — пожалуй, наиболее четко проартикулированный довод в пользу того, что давать юности право голоса нужно как можно чаще: альбом злободневный, актуальный, смешной, мудрый, нежный, точный, стопроцентно сегодняшний.

4. Молодость года с текстами

GONE.Fludd — «Суперчуитс»

Lizer — «Teenage Love»

Популярный российский рэп в этом году тоже стремительно молодел — абсолютное большинство самых громких и ярких рэп-пластинок года выдали ребята в возрасте плюс-минус 20. Нам больше всего пришлись по душе вот эти двое парней, каждый из которых зашел в большую рэп-игру со своей индивидуальной стороны. Lizer привнес в душноватый мачистский мирок русского рэпа дурную прямолинейную искренность молодости, GONE.Fludd разукрасил его безумными цветами психоделических фантазий и изобрел в процессе собственный язык.

5. Воображение года

«Созвездие Отрезок» — «Приход»

«Хадн дадн» — «Тайный альбом»

Более всего искусство ценно для нас тем, что дает возможность посмотреть на мир чужими глазами. Две группы, в которых поет прекрасная девушка Варвара Краминова, представляют нам едва ли не самую интригующую среди молодой отечественной музыки точку зрения, с которой вполне будничные явления вроде потери последних денег или прогулок по городу превращаются в настоящие захватывающие приключения, одновременно абсурдно-смешные и бесконечно узнаваемые. А еще есть песня «Батон!».

6. Преображение года

OQJAV — «Листики-цветочки»

OQJAV, сменив две трети состава, обернулись совсем новой группой: теперь на повестке дня — деконструированный электронный поп с реверансами одновременно в прошлое и будущее, джазу и хип-хопу, советской песне и модерновому r&b. Фронтмен Вадим Королев, конечно, остался на месте, так что литература тут тоже осталась.

7. Возвращение года

Юрий Чернавский и «Возвращение на Банановые острова»

Без Юрия Чернавского — первого продюсера в Советском Союзе — отечественная поп-музыка, и без того не балующая разнообразием цветов и фасонов, была бы куда скуднее. Замечательно и символично, что в год 35-летия его культового альбома «Банановые острова» маэстро, давно перебравшийся в США, впервые появился с публичными выступлениями в России — принял участие в Red Bull Music Festival и вышел на сцену в трибьют-концерте «Возвращение на Банановые острова», где под руководством Антона Севидова (Tesla Boy) легендарные песни композитора исполняли цвет российской инди-музыки — Manizha, Павел Артемьев, Наадя, Катя Шилоносова, Кирилл Иванов и Женя Борзых из «СБПЧ» — и актеры «Гоголь-центра» Александр Горчилин и Рита Крон. Прошедший на излете бабьего лета, концерт врезался в память по-настоящему праздничной, новогодней атмосферой. Кстати, по слухам, видеоверсию «Возвращения на Банановые острова» покажут в новогодние праздники на канале «Дождь».

8. Корни года

«Абстрактор» — «Абстрактор»

Консерватория обнимает пшеничное поле (или наоборот). В названии воронежского трио «Абстрактор» абстракция встречает трактор, а в музыке композиторский постджаз сплавляется с фолком и дает на выходе музыку невероятно зажигательную и живую — вот правда, будто сам идешь по полю, загребая руками колосья, а свежий ветер со стороны леса треплет волосы и рубаху.

9. Борьба года

«Позоры» — «Девичье горе»

Девчонки дают сдачи — яростно, шумно, бескомпромиссно, восхитительно. Дебютный мини-альбом трио из Томска выходит на поле боя (как никогда, увы, актуального на территории одной шестой) мужского и женского с высоко поднятой головой, крепко сжатыми кулаками и готовностью немедленно и многократно втащить любому, кто вздумает ставить барьеры и ограничения на пути, — и звучит это так праведно и классно, что невозможно не встать немедленно рядом.

10. Встреча ума и танцев года

Kate NV — «Для/For»

«ГШ» — «Польза»

Эти два альбома не то чтобы очень похожи по звучанию — на одном играет звонами импрессионистский эмбиент, на другом гремит гитарами архитектурно выверенный инди-рок. Но есть в этих проектах, объединенных фигурой Кати Шилоносовой, и сходство — в первую очередь, в том, как формально интеллектуально-строгая музыка раскрывается навстречу жизни и радости, солнцу и танцам. Ослепительно.

11. Надежды года

Новая русская волна за границей

2018-й принес ощущение, что российским музыкантам не страшен новый железный занавес, воздвигаемый между Россией и остальным миром внешней политикой страны и экономическими санкциями. Несмотря на неблагоприятный массмедийный контекст и неизбежные трудности перевода, наш музыкальный продукт с большим интересом воспринимают на Западе. Иностранная музпресса начала с восторгом писать о «новой русской волне» — впервые после перестроечного «красного рока». В самом деле, есть о чем: международные успехи Kate NV, «ГШ», Shortparis, Kedr Livanskiy и даже мем-хита Little Big «Skibidi» дают надежду, что этот процесс культурной интеграции будет только набирать обороты.

12. Гарцевание года

«Погнали» — «Ты в порядке»

«Погнали» играют рок какой-то возмутительно чистейшей выделки, будто транслируемый нам откуда-то из 1968-го, до всей наросшей на музыку с громкими электрогитарами гигантомании прогрессивного рока, которую потом пришлось счищать электросудорожной терапией панковского примитивизма. Это, пожалуй, главный триумф «Ты в порядке» — что здесь звучит музыка, которую по самому ее устройству тянет записать в классический рок, но при этом в ней нет и следа всего того неприятного багажа, что накопился у классического рока за эти полвека: консерватизма, мачизма, позерства. Есть только веселая виртуозность и чистая, радостная энергетика.

13. Мюзикл года

«Лето»

Кирилл Серебренников опять попал в яблочко: фильм «Лето» учинил невероятный резонанс и собрал максимальное количество полярных отзывов для музыкальной ленты, основанной на документальных событиях. При том что если строго по тексту, то это история с минимальным скандальным потенциалом — о платоническом романе из одного лета далекого 1981 года. Однако то, что в любовный треугольник когда-то попали сакральный (Виктор Цой) и культовый (Майк Науменко) герои русского рока, не оставило никого равнодушным к фильму. На наш взгляд, «Лето» — лучший фильм Кирилла Серебренникова, к тому же сделанный в трудном жанре музыкального кино, основанного на исторических источниках, а призы он должен получать только за то, что возвращает гениальные песни Майка Науменко в плейлисты нынешних 20-летних.

14. Затухание года

«Прогноз погоды» — «Не пытайся»

Жить непросто, даже когда ты молод и вроде бы полон сил, и красноярский дуэт братьев Любченко блистательно воплощает эту темную сторону молодости в мрачной, растерянной и бесконечно убедительной музыке, такой ритмичной и шумной электронике, застывшей в неловком объятии с интровертным хип-хопом. Унывать не стоит, но уж если унывать, то так, как это делает «Прогноз погоды».

15. Полыхание года

Jars — «Джрс II»

«Саботируй все!» — кричит, срывая голос, московская группа Jars, пока бас оглушительно рокочет, гитара воет и скрипит, а ударные грохочут поездом метро, проезжающим по твоей голове. Обжигающе-яростный нойз-рок Jars действует примерно как бутылка с коктейлем Молотова, прилетающая в лицо, — бей, беги, ори, бейся в конвульсиях, делай что хочешь, но не забывай ни на секунду, что ты все еще безапелляционно и яростно жив.

И еще 70 треков, которые мы слушали в 2018-м:


ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА КАНАЛ COLTA.RU В ЯНДЕКС.ДЗЕН, ЧТОБЫ НИЧЕГО НЕ ПРОПУСТИТЬ


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 20249403
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202416048
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202420361
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202425595
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202426940