Разговор c оставшимся
Мария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен
28 ноября 20249549Московская группа «Андреграунд» исполняет мечтательный русскоязычный неосоул с проникновенными текстами. Коллективу два года, в его активе уже есть ЕР и дебютный альбом, но по-настоящему деятельная фаза в жизни «Андреграунда» начинается только сейчас: у группы обновился состав и вышел новый релиз «Все равно». Александр Нурабаев прогулялся по центру Москвы с фронтменом группы Андреем Джиджиковым и обсудил историю коллектива, новый альбом и текущее положение вещей с музыкой соул в России.
С Андреем Джиджиковым мы встречаемся в популярной пивной на «Пушкинской». По дороге приходит радостное известие: журналиста Ивана Голунова внезапно освободили. Так что первый бокал холодного пива был поднят не за знакомство, а за это историческое событие. Примерно 10 минут мы живо обсуждаем эту нашумевшую историю, а также шествие в поддержку Голунова, которое должно состояться на следующий день, а теперь подвисло в воздухе. Андрей собирался там быть и сейчас от своего намерения не отступается, тем более 12 июня — это день рождения Джиджикова, и он в любом случае начнет его отмечать на Чистых прудах, откуда стартует протестный марш.
Компанию нам первое время составляет басист группы Герман Тигай. Правда, совсем недолго — у него через несколько часов рейс в Магнитогорск, где он играет с оркестром Imperialism. «Все музыканты “Андреграунда” — профессионалы и много где востребованы», — не упускает шанса похвастаться Андрей, пока мы, прикончив пиво, ищем место потише для разговора.
— Нас сравнивают с Sunsay, поскольку больше не с кем.
История группы началась два года назад, когда Андрей написал «грустные песни про любовь» и показал их своему другу, барабанщику Гранту Минасяну (Wet Red, «Новые Звуки Му» Петра Мамонова), играющему сейчас у Антохи МС. Гранту материал очень понравился, и он предложил его записать. Правда, из-за болезни руки он не мог полноценно играть на барабанах; в итоге пришлось одной рукой на барабанах, а другой — на басу. Андрей взял на себя гитарные партии и вокал. Таким образом были записаны первый ЕР «Вруки» и альбом «Слишком просто». «Название отражает то, что мы с ним [альбомом] сделали, — объясняет Андрей Джиджиков. — Это суперпростая музыка, где только гитары, бас, барабаны и вокал».
Сборник задушевных и иногда ироничных песен на русском не вызвал большого ажиотажа, но и не прошел незамеченным. В 2018 году музыкальный паблик «Родной звук» включил «Андреграунд» в список номинантов в категории «Лучший инди-поп — 2018». Примерно в то же время актриса Марина Колецкая («Мастерская Брусникина», театр «Практика») поставила на основе альбома перформанс в клубе Powerhouse. «Это была презентация альбома, и мы делали всю постановку, — вспоминает Джиджиков. — В главной роли там была актриса Алена Михайлова — она читала стихи, пела с нами песни, и это было очень красиво». На этом история дуэта заканчивается.
В 2018-м произошла перезагрузка «Андреграунда»: звук стал «более мощным, плотным и грувовым», а в состав влились новые музыканты — упомянутый Герман Тигай на басу, гитарист Евгений Михеев и новый ударник Макс Прокофьев (On-The-Go). Результаты трансформации можно оценить по «Все равно» и грядущим концертам группы. «Новый “Андреграунд” — это те же самые корни на уровне искренности, проникновенности и честности, но при этом мы решили его сделать намного сложнее, — разъясняет Андрей Джиджиков. — Мы сделали музыку более богатой, аранжировки — более сложными; он [альбом] более музыкальный. Мы ушли от минимализма в звуке. Но суть осталась та же: песни на русском языке о самом главном — о том, что тебя тревожит, об отношениях, социальной несправедливости и таких штуках». Весомый вклад в новый звук пластинки, записанной за три недели, внес продюсер Санжар Турсунов, известный в джазовых кругах пианист и аранжировщик.
Андрей занимается музыкой не первый год. В детстве, проведенном в Элисте, он запоем слушал Чета Бейкера, Джеймса Брауна и Jamiroquai и подыгрывал им на гитаре, а перебравшись после школы в Москву, довольно скоро основал проект Groove Etiquette, исполняющий русскоязычный диско-фанк. «И потом из этого вылился мой “Андреграунд” — повзрослее, с собственным сообщением, уже не таким явно скопированным».
Помимо этого Андрей продюсирует кавер-группы — придумывает концепцию, снимает промовидео, занимается сайтом, продажами и продвижением. Большая профессиональная гордость Джиджикова — кавер-группа «Саботаж», в которой помимо него самого играют Федор Денисов («Казускома»), Дмитрий Мидборн («Интурист») и все тот же Грант Минасян. «Это мой продукт, который меня кормит. Я не совсем могу назвать это творчеством, хотя это творческая работа, где очень много всего нужно придумать и создать с нуля, но она не удовлетворяет мои авторские амбиции. Авторские амбиции — это “Андреграунд”».
«Андреграунд» — не единственная группа, исполняющая несалонные фанк и соул на русском, и постепенно такие исполнители становятся все более заметными. «Вся эта музыка около соула есть в России, просто нет единых фундамента и платформы, которые бы все это объединили, — рассуждает Андрей. — Есть певицы Gayana и Manizha. Есть Света Жаворонкова & Secret Atelier, которые сейчас записали потрясающий альбом. Но со стороны все это выглядит очень разрозненно. Все равно в России большой дефицит артистов, работающих в этом жанре. Поэтому нас сравнивают с Sunsay, поскольку больше не с кем. И хотя мне очень нравится Сан (Андрей Запорожец. — Ред.), мне кажется, он мой единомышленник — я слышу влияние одних и тех же артистов, но, по моим внутренним ощущениям, мы вообще разные. Мы по-разному звучим».
Коллектив Джиджикова сейчас в самом начале своего пути — музыканты полны энтузиазма и большие надежды возлагают на только что вышедший альбом. «“Андреграунд” — это моя миссия, — подытоживает Джиджиков. — Я думаю, что слушатель сегодня в России готов научиться воспринимать такую музыку. И появляются оригинальные артисты — например, Junkyard Storytellaz. Я их очень люблю, они “трушные” — их можно потрогать. Это не пластмассовая музыка, это действительно по-настоящему. Появление таких музыкантов, как Junkyard Storytellaz и “Андреграунд”, уже говорит о том, что музыка перестала быть магазином и вновь стала чем-то, что сделает человека лучше, вдохновит его на какой-то поступок или будет его лучшим другом. Музыка вновь станет живой, я в это верю».
13 июля «Андреграунд» представляет «Все равно» в московском клубе Powerhouse.
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА КАНАЛ COLTA.RU В ЯНДЕКС.ДЗЕН, ЧТОБЫ НИЧЕГО НЕ ПРОПУСТИТЬ
Запрещенный рождественский хит и другие праздничные песни в специальном тесте и плейлисте COLTA.RU
11 марта 2022
14:52COLTA.RU заблокирована в России
3 марта 2022
17:48«Дождь» временно прекращает вещание
17:18Союз журналистов Карелии пожаловался на Роскомнадзор в Генпрокуратуру
16:32Сергей Абашин вышел из Ассоциации этнологов и антропологов России
15:36Генпрокуратура назвала экстремизмом участие в антивоенных митингах
Все новостиМария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен
28 ноября 20249549Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым
22 ноября 202411152Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах
14 октября 202417250Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается
20 августа 202423533Социолог Анна Лемиаль поговорила с поэтом Павлом Арсеньевым о поломках в коммуникации между «уехавшими» и «оставшимися», о кризисе речи и о том, зачем людям нужно слово «релокация»
9 августа 202424246Быть в России? Жить в эмиграции? Журналист Владимир Шведов нашел для себя третий путь
15 июля 202426818Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым
6 июля 202427529Философ, не покидавшая Россию с начала войны, поделилась с редакцией своим дневником за эти годы. На условиях анонимности
18 июня 202432787Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова
7 июня 202432866Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»
21 мая 202432069