«Андреграунд» и русский соул

Московская группа против «пластмассовой музыки»

текст: Александр Нурабаев
Detailed_picture© «Андреграунд»

Московская группа «Андреграунд» исполняет мечтательный русскоязычный неосоул с проникновенными текстами. Коллективу два года, в его активе уже есть ЕР и дебютный альбом, но по-настоящему деятельная фаза в жизни «Андреграунда» начинается только сейчас: у группы обновился состав и вышел новый релиз «Все равно». Александр Нурабаев прогулялся по центру Москвы с фронтменом группы Андреем Джиджиковым и обсудил историю коллектива, новый альбом и текущее положение вещей с музыкой соул в России.

С Андреем Джиджиковым мы встречаемся в популярной пивной на «Пушкинской». По дороге приходит радостное известие: журналиста Ивана Голунова внезапно освободили. Так что первый бокал холодного пива был поднят не за знакомство, а за это историческое событие. Примерно 10 минут мы живо обсуждаем эту нашумевшую историю, а также шествие в поддержку Голунова, которое должно состояться на следующий день, а теперь подвисло в воздухе. Андрей собирался там быть и сейчас от своего намерения не отступается, тем более 12 июня — это день рождения Джиджикова, и он в любом случае начнет его отмечать на Чистых прудах, откуда стартует протестный марш.

Компанию нам первое время составляет басист группы Герман Тигай. Правда, совсем недолго — у него через несколько часов рейс в Магнитогорск, где он играет с оркестром Imperialism. «Все музыканты “Андреграунда” — профессионалы и много где востребованы», — не упускает шанса похвастаться Андрей, пока мы, прикончив пиво, ищем место потише для разговора.

— Нас сравнивают с Sunsay, поскольку больше не с кем.

История группы началась два года назад, когда Андрей написал «грустные песни про любовь» и показал их своему другу, барабанщику Гранту Минасяну (Wet Red, «Новые Звуки Му» Петра Мамонова), играющему сейчас у Антохи МС. Гранту материал очень понравился, и он предложил его записать. Правда, из-за болезни руки он не мог полноценно играть на барабанах; в итоге пришлось одной рукой на барабанах, а другой — на басу. Андрей взял на себя гитарные партии и вокал. Таким образом были записаны первый ЕР «Вруки» и альбом «Слишком просто». «Название отражает то, что мы с ним [альбомом] сделали, — объясняет Андрей Джиджиков. — Это суперпростая музыка, где только гитары, бас, барабаны и вокал».

Сборник задушевных и иногда ироничных песен на русском не вызвал большого ажиотажа, но и не прошел незамеченным. В 2018 году музыкальный паблик «Родной звук» включил «Андреграунд» в список номинантов в категории «Лучший инди-поп — 2018». Примерно в то же время актриса Марина Колецкая («Мастерская Брусникина», театр «Практика») поставила на основе альбома перформанс в клубе Powerhouse. «Это была презентация альбома, и мы делали всю постановку, — вспоминает Джиджиков. — В главной роли там была актриса Алена Михайлова — она читала стихи, пела с нами песни, и это было очень красиво». На этом история дуэта заканчивается.

В 2018-м произошла перезагрузка «Андреграунда»: звук стал «более мощным, плотным и грувовым», а в состав влились новые музыканты — упомянутый Герман Тигай на басу, гитарист Евгений Михеев и новый ударник Макс Прокофьев (On-The-Go). Результаты трансформации можно оценить по «Все равно» и грядущим концертам группы. «Новый “Андреграунд” — это те же самые корни на уровне искренности, проникновенности и честности, но при этом мы решили его сделать намного сложнее, — разъясняет Андрей Джиджиков. — Мы сделали музыку более богатой, аранжировки — более сложными; он [альбом] более музыкальный. Мы ушли от минимализма в звуке. Но суть осталась та же: песни на русском языке о самом главном — о том, что тебя тревожит, об отношениях, социальной несправедливости и таких штуках». Весомый вклад в новый звук пластинки, записанной за три недели, внес продюсер Санжар Турсунов, известный в джазовых кругах пианист и аранжировщик.

Андрей занимается музыкой не первый год. В детстве, проведенном в Элисте, он запоем слушал Чета Бейкера, Джеймса Брауна и Jamiroquai и подыгрывал им на гитаре, а перебравшись после школы в Москву, довольно скоро основал проект Groove Etiquette, исполняющий русскоязычный диско-фанк. «И потом из этого вылился мой “Андреграунд” — повзрослее, с собственным сообщением, уже не таким явно скопированным».

Помимо этого Андрей продюсирует кавер-группы — придумывает концепцию, снимает промовидео, занимается сайтом, продажами и продвижением. Большая профессиональная гордость Джиджикова — кавер-группа «Саботаж», в которой помимо него самого играют Федор Денисов («Казускома»), Дмитрий Мидборн («Интурист») и все тот же Грант Минасян. «Это мой продукт, который меня кормит. Я не совсем могу назвать это творчеством, хотя это творческая работа, где очень много всего нужно придумать и создать с нуля, но она не удовлетворяет мои авторские амбиции. Авторские амбиции — это “Андреграунд”».

«Андреграунд» — не единственная группа, исполняющая несалонные фанк и соул на русском, и постепенно такие исполнители становятся все более заметными. «Вся эта музыка около соула есть в России, просто нет единых фундамента и платформы, которые бы все это объединили, — рассуждает Андрей. — Есть певицы Gayana и Manizha. Есть Света Жаворонкова & Secret Atelier, которые сейчас записали потрясающий альбом. Но со стороны все это выглядит очень разрозненно. Все равно в России большой дефицит артистов, работающих в этом жанре. Поэтому нас сравнивают с Sunsay, поскольку больше не с кем. И хотя мне очень нравится Сан (Андрей Запорожец. — Ред.), мне кажется, он мой единомышленник — я слышу влияние одних и тех же артистов, но, по моим внутренним ощущениям, мы вообще разные. Мы по-разному звучим».

Коллектив Джиджикова сейчас в самом начале своего пути — музыканты полны энтузиазма и большие надежды возлагают на только что вышедший альбом. «“Андреграунд” — это моя миссия, — подытоживает Джиджиков. — Я думаю, что слушатель сегодня в России готов научиться воспринимать такую музыку. И появляются оригинальные артисты — например, Junkyard Storytellaz. Я их очень люблю, они “трушные” — их можно потрогать. Это не пластмассовая музыка, это действительно по-настоящему. Появление таких музыкантов, как Junkyard Storytellaz и “Андреграунд”, уже говорит о том, что музыка перестала быть магазином и вновь стала чем-то, что сделает человека лучше, вдохновит его на какой-то поступок или будет его лучшим другом. Музыка вновь станет живой, я в это верю».

13 июля «Андреграунд» представляет «Все равно» в московском клубе Powerhouse.

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА КАНАЛ COLTA.RU В ЯНДЕКС.ДЗЕН, ЧТОБЫ НИЧЕГО НЕ ПРОПУСТИТЬ


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Разговор c оставшимсяВ разлуке
Разговор c оставшимся 

Мария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен

28 ноября 20249549
Столицы новой диаспоры: ТбилисиВ разлуке
Столицы новой диаспоры: Тбилиси 

Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым

22 ноября 202411152
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 202417250
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202423533
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202427529
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202432866
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202432069