Художники разных направлений об акции «Возвращение имен»

Дмитрий Гутов, Александр Корноухов, Дарья Серенко, Никита Алексеев, цианид злой, Екатерина Марголис, Борис Конаков, Варя Михайлова, Шифра Каждан, Анна Десницкая, Иван Лунгин, Таисия Круговых

текст: Надя Плунгян
8 из 13
закрыть
  • Bigmat_detailed_picture
    Александр Корноуховхудожник-монументалист, педагог

    Я родился в 1947 году, и на окраинах Москвы я ясно помню послевоенную агрессию — она была настолько сильна, что дети воевали «дома на дома». Погасло это в шестидесятые, но до тех пор я постоянно видел людей, которые никак не могли уйти с фронта. Ходили в шинели без майки. Их внутреннее кипение нельзя было остановить. Думаю, после детства я очнулся только в 1957-м, через десять лет, когда пошла новая волна от Всемирного фестиваля молодежи и студентов. Сейчас я чувствую, что жил все это время во фрагменте. Целого я вообще не видел.

    Каждая эпоха содержит свои возрастные слои. Рядом с пожилыми и зрелыми людьми есть дети, которые воспринимают тонко и сильно. Это ощущение передано у Поля Клоделя, когда у ребенка луч от увеличительного стекла начинает дымиться на бумаге. Фрагмент, как зима, живет только ожиданием. К более широкой детской картине мира подходит ощущение лета. Помню, мы были с детским садом на выезде в Тучкове, светило сильное солнце, освещая холмы, и я ощутил тяжелое, мне неведомое чувство. Позже я узнал, что на месте этих холмов шли бои. Тяжесть, зарытая в эти холмы, соединилась со страшным ощущением непознанности, с ощущением, что я стою на этой тяжести.

    Оглушенность войной широко распространилась, она была мучением для всех. Мы жили в разорванное время, и это было недочеловеческим существованием. Когда в хрущевское время люди потянулись из заключения, общество снова распалось на два языка — «не верь, не бойся, не проси» и второй, официальный, который пытался охватить мир, но ремень никогда не застегивался у него на поясе. Нас окружали лозунги — «Мир! Труд! Май!», но мы не воспринимали их как событие, которое бы превратилось в действие. У нас был доступ ко всей литературе, к собраниям сочинений от Шекспира до Достоевского, но, живя в этой литературе, мы сами не жили. Так же был устроен и сформированный в те годы единый Союз художников. Архитекторы, которые должны были переосмыслить мир, стали мыслящими тростниками, собранными в бюро под чьим-то руководством. Только участник союза имел право на работу художником. Эти представления глубоко осели в костях. И после перестройки наши трубчатые кости тоже были наполнены этим ощущением. Человек проходил в своей жизни мимо реальности.

    Кроме этих параллельных пространств, не соединяющихся во что-то цельное, нас окружали мемориальные слова, мемориальные пространства — как метро, одетое в бронзу и гранит. Сегодня так же выглядит «скользящий» памятник Достоевскому на фоне библиотеки.

    На этом фоне «Возвращение имен» — событие действительно пространственное, раскрывающее то, что называется «сейчас», и оно сильно отличается от мемориального разговора. Не пьеса, которую можно выучить и разыграть заново, но важная реальность, соединяющая вселенское пространство с дыханием каждого человека.


    Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Столицы новой диаспоры: ТбилисиВ разлуке
Столицы новой диаспоры: Тбилиси 

Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым

22 ноября 20241586
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 20249586
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202416233
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202420475
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202425726
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202427071