Второе дело Трушевского: изменилось ли арт-сообщество за девять лет?

Художницы, критики и редакторы — о том, как мы сегодня реагируем на темы насилия

2 из 8
закрыть
  • Bigmat_detailed_picture
    Мария Кравцоваисторик искусства, шеф-редактор раздела «Процесс» портала «Артгид»

    В подобных опросах и дискуссиях я, как правило, выступаю в качестве исторического оптимиста. Я прекрасно помню события и ситуации десятилетней давности и совершенно не согласна с теми, кто утверждает, что с тех пор ничего не поменялось. Наоборот, мне очевидно, что сегодня мы живем и действуем в новой этической системе, а наше общество становится все менее и менее толерантным к насилию. Хотя «новой» эту этику можно назвать лишь с большой натяжкой. По сути, это старая этика, которая вдруг начала работать. Большинство из нас так или иначе и до обсуждаемых событий различало хорошее и плохое, но до определенного момента нравственный закон внутри нас не находил выхода вовне. Что неудивительно, конечно, учитывая исторический контекст — умри ты сегодня, а я завтра. Максимум, во что сублимировался этот нравственный закон, — стыд, в том числе стыд за окружение, которое если не потакало, то прикрывало агрессора в стиле «да, сукин сын, но это наш сукин сын». Но стыд — пассивное начало.

    10 лет назад «дело Трушевского» сыграло большую роль в перезаключении этического договора внутри художественного сообщества. Более того, эти события стали катализаторами воспоминаний: представители (вернее, представительницы) старших художественных поколений (пока непублично) рассказывали похожие истории десяти-, двадцати-, тридцатилетней давности. И понятно, что каждый раз пострадавшая выбирала молчание — прежде всего, потому что понимала: даже если она получит правовую, то не получит внутрисистемную поддержку, будет исключена (символически или физически) из профессионального сообщества. Собственно, об этой «внутрисистемной» составляющей я и хочу сказать отдельно.

    В 2010 году казалось, что, несмотря на новый фактор публичности (и социальные сети сыграли в этом огромную роль), внутрисистемная поддержка «своего сукина сына» все так же сильна и действенна (например, многие всерьез полагали, что состоятельные и влиятельные представители художественного сообщества помогут художнику откупиться от правоохранительных органов). И действительно, тогда Трушевский получил не только личную, но и институциональную поддержку: в рамках вручения профессиональной премии «Соратник» центр современного искусства «Винзавод» «морально поддержал» Трушевского. Сегодня участники тех событий спорят, насколько это было официально, ссылаясь на то, что решение наградить Трушевского принадлежало одному-единственному человеку — бывшему арт-директору «Винзавода» Николаю Палажченко. Но интернет сохранил довольно показательную для тех событий дискуссию между художником Стасом Жицким и основательницей ЦСИ Софьей Троценко, которая прямо заявляла: «“Винзавод” как организация солидарен с тем, что, если художнику предъявлено уголовное или административное обвинение, это не значит, что его нужно исключать из художественной жизни и отрезать ему возможность для профессиональной самореализации». Так позиция (мнение) одного человека превратилась в позицию целой институции.

    Сегодня подобное уже невозможно. И мы действительно не видим ни такого драматичного разрыва мнений, как в 2010 году, когда в публичном поле были четко обозначены две противоположные позиции, ни самой идеи того, что «талант» на чаше этических весов может перевесить тяжесть содеянного (преступления против личности). Наоборот, современность (и люди, и институции) сразу же и безоговорочно дистанцируется от агрессора, что в том числе является знаком отказа от множественных репутаций (в советском стиле: «да, человек он — говно, зато специалист хороший!»). Поэтому я более чем уверена, что на этот раз не будет никакого внутрисистемного сопротивления — просто потому, что сама система изменилась, приняв новые этические нормы.


    Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Столицы новой диаспоры: ТбилисиВ разлуке
Столицы новой диаспоры: Тбилиси 

Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым

22 ноября 20241468
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 20249494
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202416190
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202420437
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202425689
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202427037