Второе дело Трушевского: изменилось ли арт-сообщество за девять лет?

Художницы, критики и редакторы — о том, как мы сегодня реагируем на темы насилия

7 из 8
закрыть
  • Bigmat_detailed_picture
    Марина Рагозинахудожница

    Мне довольно сложно комментировать эту ситуацию по двум причинам.

    Первая — я, как гуманитарно правильно воспитанный человек, с детства воспринимала среду искусства как ту, куда как раз можно убежать от всякого рода насилия, включая сексуальное и государственное. Только в свободно и добровольно организованном сообществе творческих, сознательных и адекватных людей мне виделись возможности для построения и развития нового типа общества, где будут уважаться, защищаться и соблюдаться права и границы всех и всем будет оказана поддержка при необходимости. Понятно, что это позиция идеалистическая, наивная и анархическая одновременно.

    Вторая причина — я сама подверглась сексуальному насилию, когда мне было всего 15 лет, и никакого сообщества вокруг тогда просто не было, как не было и свободного интернета, где об этом можно было рассказать. Мне пришлось скрыть эту трагедию от всех, в первую очередь — от моих родителей, которые, как мне тогда казалось, могли понять случившееся превратно. И очень долго после, уже поступив в университет, я чувствовала, что из-за случившегося я какой-то другой, неправильный и кривой человек: ведь больше ни с кем такого не случилось, и меня окружают только правильные люди, в жизни которых такого произойти никак не могло. После насилие в моей жизни случалось неоднократно — во многом потому, что человек, однажды подвергшийся насилию и не проработавший его сразу с помощью психологов или хотя бы друзей, становится очень виктимным и сомневающимся в себе и своем праве на любую защиту.

    Главное, что изменилось с 2010 года в обществе в целом, — это степень свободы и скорость распространения информации. Люди уже не так, как раньше, боятся говорить о случившемся с ними насилии, не боятся остаться без поддержки или быть осужденными «своими». Это очень важно, и это нормальное саморегулирующееся состояние сопротивления здорового и развитого общества, которое все больше движется к абсолютному неприятию насилия в любых формах и к совместному коллективному изживанию социальных болезней, к которым бытовое, семейное и сексуальное насилие, безусловно, относится. Что касается художественного сообщества, то оно во многом живет по своим законам и, как и любая семья, защищает своих членов. Это, безусловно, нормально. Но только до определенной поры.

    С середины 2000-х до первой половины 2010-х художественное сообщество переживало очередной цикл развития, который дал много новых имен: это было время больших вызовов и одновременно больших гонений в отношении нового искусства со стороны власти. Поэтому каждое новое имя очень ценилось, а любые «наезды» воспринимались практически без сомнения как провокация со стороны. Развитие дела Трушевского это отлично демонстрирует. Эта некритичность и сослужила дурную службу «Винзаводу», когда его руководство решило в рамках самой демократичной и уже несуществующей премии «Соратник» выдать стихийную и провокационную премию поддержки нескольким художникам, имеющим проблемы с правоохранительными органами (двое из них тем не менее получили ее вполне заслуженно), в том числе — еще не осужденному Илье Трушевскому.

    Удивительно, что Илья лично получил этот приз из рук в руки. А позже все же был осужден. Таким образом, презумпция доверия художнику и человеку рухнула. Но и даже потом все еще можно было слышать от самых разных людей в сообществе просто яростные уверения в том, что это провокация и Трушевский осужден невинно, — такова была сила социального аванса.

    Я не могу знать в подробностях, как дальше жил Илья Трушевский и почему он не воспользовался данным ему шансом на исправление. Но очевидно, что сегодня повторение этой ситуации невозможно — во многом благодаря тому, что одновременно со скоростью и свободой распространения информации выросли также критичность ее восприятия, доверие жертве и недоверие даже потенциальному насильнику. Общество в целом стремится к саморегуляции и более безопасному миру. Это нормально и хорошо. Потому что только так и можно жить и как-то развиваться. Если сообщество не саморегулируется, оно вырождается.


    Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Столицы новой диаспоры: ТбилисиВ разлуке
Столицы новой диаспоры: Тбилиси 

Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым

22 ноября 20241463
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 20249493
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202416189
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202420436
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202425687
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202427035